Ни для кого не секрет, что довольно часто заработная плата одного работника оказывается гораздо ниже заработной платы другого работника. Причем происходит это при отсутствии на это объективных причин. Происходит везде и повсеместно, несмотря ни на какую организационно-правовую форму организации, предприятия, учреждения.
Происходит независимо от наличия у работников профсоюзной организации или представителя коллектива рабочих. Давайте же попробуем разобраться, а почему подобное происходит, и, самое главное, почему это живет и продолжает жить?
Для начала нужно понять, откуда, куда и какие деньги направляются для различных выплат работникам.
В своё время, когда я сдавал в юридической академии такой предмет как «Финансовое право» преподаватель подошел к нашим знаниям лояльно. Он сказал: «Юрист и бухгалтерия — вещи несовместимые».
Наверное, он в чём-то прав. Но как говорится, в каждом правиле всегда есть исключения. И в качестве такого исключения выступают юристы с пытливым умом, которые всегда хотят добраться до истины.
Это я, в том числе и о себе. Скромно и тихо.
Итак, в любой организации, на любом предприятии и в любом учреждении формируется фонд оплаты труда (фонд заработной платы). Как правило, фонд оплаты труда состоит из:
- Тарифного фонда, который включает в себя оплату труда работников по штатному расписанию с учётом выплат за особые условия труда.
- Дополнительный фонд для выплаты надбавок за непрерывный стаж работы на данном месте.
- Дополнительных фондов за работу в ночное время, праздничные дни, на замену лиц уходящих в отпуск и т. д.
Фонд оплаты труда устанавливается вышестоящей организацией, ведомством и т. д. и оплачивается из соответствующего бюджета (государственного, либо частного). Помимо этого в организации, на предприятии в учреждении формируется фонд экономического (материального) стимулирования работников, который формируется за счет средств, полученных за счёт экономии фонда оплаты труда (вакантные единицы в штатном расписании, больничные листы, отпуска без сохранения заработной платы и т. д.). На формировании фонда экономического (материального) стимулирования вышестоящее руководство может направлять дополнительно денежные средства рассчитанные, например, как определённый процент от фонда оплаты труда. Вот тут-то и начинается самое интересное. На законодательном уровне данный вопрос не урегулирован до настоящего времени. Решение данного вопроса Федерация «сбросила» на региональный уровень. А регионы всё ещё думают.
Например, Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2010 г. N 1088-ПП «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы», которым пытались по новому урегулировать данный вопрос до настоящего времени не введено в действие.
Исполнение данного Постановления все переносится и переносится. Причем, данное постановление не было официально опубликовано для всеобщего сведения. Кроме того, в п. 5.2.
записано: «Обеспечить контроль за деятельностью руководителей подведомственных государственных учреждений по формированию ими стимулирующей части фонда оплаты труда».
А вот записать в Постановлении про контроль за распределением этой самой стимулирующей части фонда оплаты труда забыли. Как забыли записать и об участии трудового коллектива в распределении того самого фонда. Причем, как я считаю, умышленно забыли записать.
Все вопросы, связанные с формированием, распределением и контролем фонда экономического (материального) стимулирования должны решаться на уровне тех самых организаций, предприятий, учреждений в виде утвержденного локального нормативного акта.
Такой акт должен называться Положением об экономическом (материальном) стимулировании работников, которое в свою очередь должно являться составной частью Положения об оплате труда работников и быть одним из приложений к Коллективному договору, заключаемому между работодателем и работниками.
Причем само положение об экономическом (материальном) стимулировании работников, должно состоять из двух Положений: Положение о премировании и Положение о надбавках и доплатах.
Смею утверждать, что даже не все юристы, не говоря уже об обыкновенных работниках, знают из чего и на основании каких нормативно-правовых актов формируется заработная плата. Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ — заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Проследить формирование заработной платы в соответствии с занимаемой профессией (должностью) для работника не представляет труда, т. к. в соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ «при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате».
А вот сам вопрос о начислении, определении размера денежных сумм, выплате надбавок, доплат и премий находится практически в единоличных руках работодателя. А тут уж как говорится «Своя рука – владыка».
Выплаты доплат и надбавок работнику предусмотрены ст. 60.2. и ст. 151 Трудового кодекса РФ за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
При этом работодатель до издания приказа о возложении обязанностей, поручении другой работы обязан получить от работника его письменное согласие на выполнение дополнительной работы, а также заключить с ним дополнительное соглашение об оплате труда за дополнительную работу, в котором четко прописать условия о самой работе, её объёмах, сроках её выполнения и размере оплаты.
Дополнительное соглашение о совмещении не вносит никаких изменений в Трудовой договор работника, о чём необходимо помнить не только самому работнику, но и отделу кадров. При этом следует помнить, что каждая из сторон соглашения вправе расторгнуть данное соглашение, предупредив об этом другую сторону в письменном виде не менее чем за три дня до прекращения дополнительной работы – ст. 60.2. Трудового кодекса РФ. Для того чтобы избежать злоупотреблений со стороны работодателя в вопросах распределения фонда экономического (материального) стимулирования работники должны самым внимательным образом отнестись к разработке и утверждению в качестве приложения к Коллективному договору такого важного документа как Положения об экономическом (материальном) стимулировании работников. Для начала начнем с разбора Положения о надбавках и доплатах. В данном положении детально должны быть прописаны пункты – кому (какой штатной единице), за что, в каком размере и на какой период могут устанавливаться различные доплаты и надбавки. Причем, эти положения в отношении различных штатных единиц должны находить свою реализацию при заключении конкретного трудового договора с работником. Например, если в Коллективном договоре указано, что в случае возложения на работника дополнительных трудовых обязанностей, не предусмотренных его трудовым договором, работнику может выплачиваться надбавка в размере от 40% до 60% от его тарифной ставки (оклада), то применительно к обязанностям конкретного работника то же положение в Трудовом договоре будет прописано уже следующим образом: в случае возложения на работника дополнительных трудовых обязанностей, не предусмотренных его трудовым договором, работнику будет выплачиваться надбавка в размере 50% от его тарифной ставки (оклада).
Как Вы думаете, многие ли работодатели, специалисты по кадрам могут похвастаться подобными трудовыми договорами? Наверное, единицы, если они вообще есть. Аналогичным образом должны быть прописаны условия выплаты премии. Сначала они получают свое воплощение в положение о премировании, а затем в конкретном трудовом договоре.
Ну, это как говорится ещё полбеды. В тех же Положениях о надбавках и доплатах, о премировании должен быть определен порядок рассмотрения и утверждения указанных выплат.
Работодатель зачастую игнорирует привлечение к указанной процедуре подчиненных начальников: своих заместителей, начальников управлений, отделов, кадры и т. д.
, беря распределение данных денежных средств в свои руки.
Подобным решением он лишает руководящее звено возможности экономического стимулирования работников, создает негативную обстановку в среде работников, рост недоверия к себе как к работодателю не только со стороны работников, но и со стороны руководителей высшего и среднего звена. Ведь позволив распределять экономический фонд – экономический стимул — своим подчиненным, работодатель всё равно остается той последней инстанцией, которая вправе либо утвердить либо не утвердить данное решение, либо внести в него коррективы. Причем второй способ распределения фонда экономии оплаты труда как нельзя более соответствует нормам трудового законодательства.
Однако при первом способе работодателю очень удобно устанавливать повышенную зарплату своим родственникам, знакомым и «выгодным» (услужливым) работникам.
«Своим» работникам можно устанавливать совмещение до 100% оплаты по дополнительной работе (в то время как другим работникам такая доплата либо не устанавливается вообще, либо устанавливается по минимальному размеру), устанавливать различные доплаты и надбавки, выплачивать систематические и одноразовые премии.
Например, в 2007 году при подведении итогов проверки, проведенной Департаментом финансов города Москвы в одном из подведомственных Департаменту города Москвы учреждений, был выявлен факт выплаты директором своему подчиненному одноразовой премии в размере 150 000,00 рублей. Размер этой премии был в несколько раз больше, чем размер заработной платы самого руководителя Департамента(?!).
Как я считаю, происходит это по нескольким причинам, главные из которых — это отсутствие прозрачности в порядке формирования и распределения фонда экономического (материального) стимулирования работников, в том числе на законодательном уровне. При этом приказы о подобных выплатах и сегодня остаются доступными лишь узкому кругу лиц, как правило «своих», «избранных» лиц — это секретарь, кадры, бухгалтер по заработной плате, главный бухгалтер. Вот, пожалуй, и всё.
Причём подобное распределение находится как бы на законном уровне. Ведь для вышестоящего руководства не важно, как и кому распределяет руководитель организации, предприятия, учреждения бюджет учреждения, главное, чтобы он не вышел за его лимит. Вот такая-то у нас в стране Бухгалтерия!
Источник: https://pravorub.ru/articles/14772.html
Фонд оплаты труда ФОТ и Фонд заработной платы ФЗП: Эффективность использования, повышение и показатели, как увеличить фонд оплаты труда, резервы для повышения
Заработная плата сотрудников занимает в расходах любого хозяйствующего субъекта значительную долю. Минимальный уровень заработной платы, который хотели бы платить многие работодатели, ограничивается действующим законодательством и готовностью наемных работников выполнять определенные виды работы за соответствующие суммы вознаграждений.
Налоговые ставки на ФОТ достаточно высокие. Это заставляет большинство людей, занимающихся бизнесом, вне зависимости от размера их компаний задумываться над экономией средств фонда заработной платы. Дают пищу для размышления и периодически вносимые в НК РФ изменения.
Размер и форма уплаты налогов на заработную плату зависит от выбранной гражданско-правовой формы образования юридического лица и системы налогообложения.
Ежегодно Минтруд устанавливает его ставку, которая вступает в действиес 1 января текущего года.
Эта величина не соответствует прожиточным минимумам, которые имеют свои величины в разных регионах страны. Разрыв между этими показателями должен быть ликвидирован к 2020 году.
МРОТ берут за основу при расчете размера пособий по временной нетрудоспособности, начисления штрафов, сборов и других выплат. Работодатель не имеет право выплачивать заработную плату ниже действующего МРОТ.
Фонд оплаты труда ФОТ и Фонд заработной платы ФЗП
Фонд заработной платы (ФЗП) состоит из основной и дополнительной оплаты труда всех категорий работников, премиальных вознаграждений, обязательных надбавок и доплат.
Он входит в состав фонда оплаты труда, который включает помимо ФЗП, все виды фактических выплат, производящихся в отчетный период времени сотрудникам компании, включая командировочные расходы и оплату ГСМ.
На общую сумму ФОТ начисляются налоги.
В 2016 году юридическим лицам необходимо будет платить от суммы начислений 22% в ПФР, 5,1% в ФОМС и 2,9% в ФСС. Пониженные ставки налогов предусмотрены для тех организаций и предпринимателей, которые работают по УСН.
Из заработной платы работников удерживается подоходный налог, минимальная ставка которого составляет 13%.
Рост фонда оплаты труда
Причины роста ФОТ и повышение эффективности фонда оплаты труда не всегда связаны с повышением заработной платы сотрудников, увеличением выработанного ими объема продукции или оказанных услуг.
Он может расти за счет увеличения в нем доли социальных выплат по больничным листам, связанных с временной потерей нетрудоспособности, премиальных выплат.
А также командировочных расходов или иных выплат, не связанных напрямую с выпуском продукции, выполнением работ и т.п.
Такое увеличение фонда оплаты труда при падении объема выручки может подорвать финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта.
Что же такое эффективность использования фонда заработной платы и каковы показатели эффективности использования фонда заработной платы и оплаты труда? В чем заключается оценка эффективности использования фонда заработной платы?
Чтобы правильно оценить эффективность использования фонда оплаты труда производят анализ его структуры и изыскивают резервы для сокращения лишних затрат. Положительным ростом ФОТ можно считать рост в нем доли ФЗП, связанный с увеличением объема выпуска продукции или оказанных услуг. Также необходимое условие роста эффективности — это планирование ФЗП и ФОТ.
Все остальные затраты, не связанные с обязательными выплатами, должны подвергаться жесткому контролю и секвестру.
Как улучшить показатели?
Что же требуется для повышения эффективности использования фонда заработной платы? Существуют различные способы начисления заработной платы, которые могут быть основаны на объеме выпуска продукции или фактически отработанном времени.
Часовые тарифные ставки или нормы выработки имеют свою градацию, связанную с квалификацией сотрудников, различными коэффициентами и временем проведения работ.
Работа в ночные и праздничные дни, а так же сверхурочные работы оплачиваются по повышенным тарифам и расценкам.
Такой порядок оплаты регламентируется действующим законодательством.
Качественное улучшение эффективности использования ФЗП напрямую зависит от показателя производительности труда. Способы ее повышения известны и понятны всем.
Они напрямую связаны с организацией, автоматизацией и оптимизацией процессов труда.
Добиться всего этого можно повышая профессиональный уровень и мастерство сотрудников, управленцев, внедряя новые управленческие и производственные технологии.
Не стоит держать в штате работников, обладающих низкой квалификацией и не способных выполнять свою работу быстро и качественно. Брак в работе — это статья убытков, которая хоть и может быть удержана из заработной платы виновника, но процесс этого взыскания длительный, а иногда и безрезультатный. Если фонд оплаты труда увеличился за счет сокращения неквалифицированной рабочей силы, можно говорить об эффективном управлении предприятием.
Современные технологии и техника позволяют автоматизировать не только процессы производства, но и системы учета и контроля. Даже такая простая система, как «электронный пропуск» способна значительно повысить производительность труда, стимулируя ответственность сотрудников.
Потери рабочего времени вместе с простоями, связанными с нарушением логистики поставок или отгрузок, текущими и капитальными ремонтами — это огромные резервы повышения эффективности труда, и, соответственно, резервы повышения эффективности использования фонда оплаты труда.
Как увеличить число сотрудников?
В коммерческой практике встречаются ситуации, когда для организации нормального функционирования требуется увеличение числа сотрудников, но нет возможности повысить размер ФОТ.
Примером может служить торговля, организация которой требует определенного количества работников, а возможности по выплате заработной платы ограничены объемом торговой наценки.
Число сотрудников в данном случае привязано к таким показателям, как площадь торгового зала и количество секций, а их заработная плата выплачивается из суммы полученного дохода. Увеличение сотрудников без увеличения фонда оплаты труда возможно, но напрямую зависит от покупательского спроса, который не находится в прямой зависимости от размера торговой точки.
Оказавшиеся в такой ситуации предприниматели чаще всего пытаются сдать часть своих площадей в аренду, чтобы избавить себя от неэффективных трат на содержание дополнительных сотрудников. Но не всегда это им удается. И тогда возникает вопрос о рациональном распределении ФОТ без его увеличения.
Всегда есть смысл размер ФОТ привязывать к определенному проценту в общей сумме наценки. Основная зарплата сотрудников может быть определена прожиточным минимумом, утвержденным для региона, в котором находится бизнес.
Для распределения оставшейся после сформированной обязательной для выплат сотрудников части ЗП можно использовать различные коэффициенты.
Например: Полученный за месяц торговой организацией наценка составила 300 000 рублей. В коллективе работает 15 сотрудников. ФЗП — 200 000 рублей. Прожиточный минимум — 6 000 рублей.
Сумма основной заработной платы составит:
15*6 000=90 000 рублей
Сумма дополнительной заработной платы:
200 000-90 000=110 000 рублей
Для распределения дополнительного заработка сотрудникам присваиваются коэффициенты долевого участия в получение общей суммы товарооборота. Их размер должен определяться и оформляться общим решением трудового коллектива. Это исключит возможное возникновение трудовых споров в последующем.
В случае, если коэффициент каждого сотрудника будет равен 1, сумма дополнительной заработной платы делится на 15 равных долей и добавляется к основной сумме заработка каждого сотрудника.
Если индивидуальные коэффициенты сотрудников отличаются друг от друга по своей величине, то расчет суммы дополнительного заработка ведется по формуле:
ФДЗП/EОК*ИК, где
ФДЗП — фонд дополнительной заработной платы, руб.;
ЕОК — сумма коэффициентов всех сотрудников;
ИК — личный коэффициент сотрудника.
Общий ФЗП платы формируется по формуле:
ФОТ-ДО, где:
ФОТ — общий фонд оплаты труда, руб.;
ДО — обязательный к начислению доплаты к заработной плате, руб.
Дополнительной привлечение в штат сотрудников снижает нагрузку на уже имеющихся в компании работников, если это не влечет за собой рост объема товарооборота.
Распределение дополнительного фонда заработной платы между сотрудников с помощью коэффициентов трудового участия является хорошим стимулом в повышении качества и производительности труда.
В организациях где нет возможности применять такую систему начисления заработной платы, но существует необходимость увеличить штат сотрудников, стоит задуматься над сокращением статей обязательных дополнительных выплат.
Для этого можно: сократить в своем штате сотрудников, претендующих на такие виды выплат, снижать заболеваемость и улучшать условия труда.
Основными способами повышения эффективности формирования и использования ФОТ, а также показателями эффективности использования фонда заработной платы являются:
- рачительное использование денежных средств хозяйствующего субъекта, установление лимитов на расходы ГСМ, командировочных и иных расходов, входящих в состав ФОТ;
- прием на работу сотрудников, соответствующей квалификации, сокращение потерь рабочего времени и случаев производственного травматизма, увеличение производительности труда.
Что может снизить ФОТ?
В современной практике чаще всего встречаются три основных способа экономии фонда оплаты труда:
- выплаты «серых зарплат в конвертах»;
- замена части денежных выплат вещественными;
- изменение способов формирования ФОТ.
Выплата заработной платы сотрудникам в конвертах, в случае обнаружения этого факта налоговыми органами, приводит к серьезным штрафным санкциям. Они могут составлять от 20 до 40% от суммы сокрытого дохода. Организации, выплачивающие своим сотрудникам низкие заработные платы, всегда попадают под пристальное внимание налоговиков.
Не противоречащий существующему законодательству способ сокращения налогооблагаемой базы ФОТ — переход на УСН и перевод своих сотрудников на ИП там, где это возможно применить. Сотрудничество работодателя и наемных работников получает форму «заказчик услуги — исполнитель». Взаимоотношения между сторонами определяются заключенным между ними договором.
Подобный вид сотрудничества приносит финансовую выгоду для работодателя и работника. Физическое лицо должно платить НДФЛ с суммы своего заработка в размере 13%.
Доходы ИП облагаются ставкой 6% от общей суммы полученных денежных средств. У работодателя выплаты за оказанные услуги не относятся к ФОТ и не облагаются налогами на заработную плату.
Подобную экономию работодатель может получить и при переходе на аутсорсинг.
Сэкономить на налогах можно заменив часть денежных выплат вещественными. Налоговое законодательство позволяет не облагать налогом подарки, стоимость которых не превышает 4 000 рублей. С такой же суммы денежных средств не нужно уплачивать налоги, если они оформлены, как материальная помощь.
Не облагается налогом организация питания работникам, организованное по принципу «шведского стола».
Большую сумму экономии налогов на ФОТ дает повышение производительности труда и сокращение численности сотрудников. Складывается ФОТ из основных и дополнительных выплат. Его состав определяется статьей 255 НК РФ.
Серьезно может помочь снизить налоги на ФОТ аттестация рабочих мест. Грамотно проведенная работа может перевести ряд рабочих профессий, существующих в компании, в категорию вредных производств.
Доплата за работу в таких условиях не облагается налогом, а ее максимальный размер действующим законодательством не установлен.
Что необходимо проанализировать?
Первым документом, с которого начинается любой анализ оптимизации фонда оплаты труда является штатное расписание. Кадровый аудит позволяет выявлять неэффективно работающие звенья в структуре персонала.
Административно-управленческий аппарат не должен превышать 40% от общей численности работающих в компании сотрудников, производящих материальные блага или оказывающих услуги.
Следующим этапом анализа является рассмотрение структуры затрат на оплату труда и поиск путей экономии денежных средств. Подобные экономические расчеты позволяют найти резервы расходуемых на заработную плату средств.
Очень часто причиной неэффективных трат ФОТ становятся простои, поломки, плохая организация процесса работы, приводящая к сверхурочным работам и соответствующим выплатам по ним.
Источники ФЗП И ФОТ
Основным резервом снижения фонда заработной платы является себестоимость продукции или услуг, которая переноситься на их стоимость. Привлекать к формированию ФОТ можно средства из прибыли, предназначенные для потребления, а так же собственные средства учредителей, вкладываемые ими в развитие компании.
Источником отдельных категорий дополнительных выплат, входящих в ФОТ, служат средства Фонда социального страхования РФ и целевые поступления.
Источниками фонда заработной платы являются численность сотрудников и их основная и дополнительная заработная плата, которая определяется действующим законодательством и рыночной конъюнктурой рабочей силы.
Размер заработной платы сотрудника зависит от уровня профессионализма, необходимости в нем и количества предложений на рынке труда. Государство ограничивает минимальный уровень заработной платы, ниже которого работодатель не имеет право выплачивать заработную плату своим работникам.
В число обязательных входят и дополнительные выплаты работникам социального характера, утвержденные действующим законодательством.
Ставки налогов на ФОТ зависят от гражданско-правовой формы хозяйствующего субъекта. Работодатель, являющийся ИП платит налоги на заработную плату не только за своих работников, но и за себя.
Оказывает влияние на сумму и форму выплат и гражданство работника. Размер ставки НДФЛ, взимаемого с гражданина РФ в 2016 году составляет 13%, с нерезидента — 30%.
Общая сумма тарифов налогов, удерживаемых с ФОТ в различные социальные фонды, составляет 30%. Эта ставка может быть снижена хозяйствующим субъектам, занимающимся разработкой инновационных технологий и представителями малого бизнеса.
Пример сокращения фонда оплаты труда
На заработную плату работника в размере 40000 рублей начисляются по общей системе налогообложения следующие налоги:
- НДФЛ по ставке 13%. 40000*13/100=5200 рублей. Сумма удерживается из дохода физического лица. Сумма денежных средств, которую работник получит на руки составляет: 40000-5200=34800 рублей.
- Сумма налогов, перечисляемых в социальные фонды: 40000*30/100=12000 рублей. Сумма выплачивается из средств работодателя.
При переходе на УСН и оформлении работника, как ИП его заработная плата будет считаться предпринимательским доходом и облагаться по ставке 6%. Сумма налога составит 40000*6/100=2400 рублей.
Чистый доход работника 40000-2400=37600 рублей.
Это на 2800 рублей больше, чем по первому варианту налогообложения. У работодателя эта статья выплат не относится к ФОТ. Годовая экономия для хозяйствующего субъекта по налогу с зарплаты 1 работника в размере 40000 рублей составит 12000*12=144000 рублей.
Годовой доход работника увеличится на 2800*12=33600 рублей.
Минимальный размер заработной платы на 2016 год был установлен в сумме 6204 рублей с 1 января и повышен с 1 июля до 7500 рублей. Согласно действующему законодательству, региональная власть может повышать уровень МЗП по согласованию с местными представителями бизнеса.
Хозяйствующим субъектам, находящимся на ОСНО в 2016 году придется заплатить с ФОТ 22% в ПФ, 2,9% в ФСС и 5,1% в ФФОМС. НДФЛ для работников, имеющих гражданство РФ, составляет 13%. Нерезиденты заплатят НДФЛ по ставке 30%. Так что снижение фонда оплаты труда — острая необходимость любого предприятия.
Источник: https://bizkompass.com/biznes-process-p0.html
Как оперативно найти резервы для снижения фонда оплаты труда
Прежде чем оптимизировать фонд оплаты труда, проанализируйте его структуру. Резкие решения сократить зарплаты или персонал демотивируют сотрудников компании.
Анализируя возможность сократить фонд оплаты труда сотрудников основного производства, распределите его по продуктам или проектам. Далее оцените рентабельность этих продуктов и проектов. Остановка основного производства из-за увольнения ключевых сотрудников недопустима.
В качестве ориентира следуйте правилу Парето: 20 процентов продуктов приносят 80 процентов прибыли. Следовательно, антикризисные меры не должны задеть персонал, участвующий в производстве этих 20 процентов продукции. Их фонд оплаты труда лучше оставить неприкосновенным.
Конечно, это приблизительная оценка, используйте ее как отправную точку.
Что касается зарплаты административно-хозяйственного персонала, смотрите, какая ее доля в общем фонде. Если свыше 30 процентов, в период финансовых сложностей стоит изыскать резервы для экономии. К примеру, сократить штат помощников руководителей, в отдельных случаях – заместителей, секретарей, курьеров, личных водителей.
Игорь Селиванов, финансовый директор «РБК»
Руководство компании запланировало сократить фонд оплаты труда. Финансовому директору поручили проанализировать структуру фонда и рассчитать сумму, которую можно сэкономить безболезненно для основной деятельности компании.
Из 10 млн руб. в месяц 6 млн руб. уходит на содержание основного персонала, остальные 4 млн руб. – на оплату административно-хозяйственного штата. Финансовый директор разделил фонд оплаты основных сотрудников на части в зависимости от производимых ими продуктов.
По данным отдела кадров он выбрал из основного персонала высококлассных специалистов (20% от штата производственных сотрудников), производящих самые прибыльные продукты. На основании информации о зарплате каждого из них финансовый директор определил расходы на их содержание – 4 млн руб.
в месяц, а на остальной производственный персонал, который производит низкорентабельные продукты, – 2 млн руб. в месяц. Отсюда потенциальный резерв сокращения составит 2 млн руб., а 4 млн руб. должны остаться неприкосновенными.
Затем финансовый директор рассмотрел, на сколько можно уменьшить фонд оплаты труда административно-хозяйственного персонала. Ориентиром послужила антикризисная программа, утвержденная руководством компании.
А точнее, один из ее пунктов, касающийся возможного сокращения помощников и заместителей руководителей, большей части секретарей, хозяйственных работников, курьеров, персональных водителей. Исходя из штатного расписания финансовый директор определил, что на этих сотрудников приходится 30 процентов фонда оплаты труда.
Соответственно, расходы на оплату административно-хозяйственного персонала можно уменьшить до 1 млн руб. (4 млн руб. – 10 млн руб. × 30%).
Далее определитесь с целевыми параметрами предстоящей программы сокращения затрат на оплату труда. К примеру, можно установить целевое значение экономии на фонде оплаты труда персонала, а также разработать список мероприятий, которые предстоит реализовать, чтобы добиться каждой из этих целей (см. таблицу 1).
Таблица 1. Мероприятия для достижения оптимального размера фонда оплаты труда
Есть еще доступный способ уволить сотрудника или уменьшить его зарплату – по итогам аттестации.
Если сотрудник из-за недостаточной квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе и это подтверждают результаты аттестации, допустимо прекратить с ним трудовой договор или изменить его условия.
Однако аттестация должна быть не выборочной, а общей и проводить ее необходимо регулярно. В противном случае ее результаты могут быть признаны фиктивными. См. также о неформальной аттестации сотрудников финансовой службы.
И последнее, что предстоит сделать, – разобраться, какая производительность труда по подразделениям, насколько квалифицированы специалисты и лояльны ли они по отношению к компании. Иначе говоря, если увольнять, то кого – в первую очередь, а кого – ни в коем случае.
Поскольку потребуются данные разного плана, лучше оценку поручить специально выделенной рабочей группе с участием финансового директора. Итоги удобнее свести в таблицу оценки персонала каждого подразделения компании (например, такую, как таблица 2). В ней у каждого параметра конкретного подразделения стоит оценка – от 0 до 3 баллов.
Чем эффективнее загруженность персонала, тем больше балл. Например, такому параметру, как численность персонала, можно присвоить одну из четырех возможных оценок:
- 0 – переизбыток персонала, может привести к банкротству компании;
- 1 – среднее число лишних сотрудников, влияет на финансовое положение предприятия;
- 2 – несколько лишних сотрудников, незначительно влияет на работу;
- 3 – лишних сотрудников нет, оптимально для компании.
- Таблица 2. Оценка потенциала персонала подразделения по выбранным параметрам
По итогам суммарной оценки выделите наименее эффективные подразделения с точки зрения расходов на персонал – те, что набрали минимальный балл. Так определите, сколько сотрудников можно сократить исходя из целей компании.
Источник: https://www.fd.ru/recommend/2763-kak-operativno-nayti-rezervy-dlya-snijeniya-fonda-oplaty-truda
Законная экономия. Как оптимизировать зарплатный фонд?
Каждый предприниматель стремится повысить прибыльность своего дела, для чего есть два логичных пути — увеличение доходов и сокращение издержек.
Сегодня мы поговорим об одной из крупнейших статей расходов для большей части предприятий – зарплатного фонда.
Зачастую руководство компании понимает под оптимизацией зарплат банальное сокращение штата, давление на работников и даже требование «уйти по собственному желанию». Хотя существуют законные и куда менее чувствительные для персонала методы оптимизации.
Первый шаг — анализ штата
Прежде чем предпринимать любое действие в сфере управления бизнесом, необходимо разобраться, из-за чего возникли текущие сложности в компании, почему «раздулся» штат и затраты на сотрудников. Необходимо провести финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности, по результатам которого и определить пути оптимизации и ее цели.
— Если компания находится в критическом состоянии и не может поддерживать текущий штат, мало будет сократить расходы на каждого сотрудника, тут потребуется реальное сокращение численности персонала(п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
— Если же в компании наблюдается стабильное состояние, виден потенциал роста, сокращать число сотрудников не требуется, вполне можно оптимизировать организационную структуру компании, повысив качество администрирования и оптимизировать расходы на каждого сотрудника (применение ст. 74 ТК РФ);
Оптимизация без сокращений:
1. Компенсационные выплаты
Работодатель вправе компенсировать сотрудникам расходы на питание, сотовую связь, транспортные расходы и так далее (Гл. 34 НК РФ). Компенсации могут составлять значительную часть денег, выплачиваемых сотрудникам, однако в случае возникновения претензий и вопросов надзорных органов, им придется доказать обоснованность компенсаций.
Компенсации могут быть прописаны в трудовых договорах, а значит, их можно будет учитывать при расчете налогов, как расходы, как затраты на оплату труда (п. 25 ст. 255 НК РФ). Однако при этом компенсации будут облагаться теми же налогами и страховыми взносами, что и обычная зарплата.
Если же компенсация не предусмотрена договором, но прописана во внутренних актах организации, таких как приказ руководителя, выплата считается не связанной с оплатой труда и не облагается страховыми взносами.
Таким образом, если часть затрат на сотрудников составляют компенсации, работодатель может сэкономить на страховых взносах в Пенсионный фонд России (22%), ФОМС (5,1%) и ФСС (2,9%).
Итого, если в качестве компенсации работник получает 5000 рублей, работодатель экономит 30% — 1500 рублей страховых взносов.
Риски! Компенсации не должны приводить к значительному сокращению зарплат. Если зарплаты сотрудникам в результате такой оптимизации окажутся значительно ниже среднего уровня по рынку, а сумма затрат окажется необоснованной, налоговая может интерпретировать это как уход от ответственности, грозящий серьезными штрафами.
2. Оформление сотрудников как ИП
Эта модель работы позволяет компании экономить не только на страховых выплатах (30%), но и на НДФЛ (13%). Однако является довольно рискованной, поскольку надзорные органы и суд могут квалифицировать сотрудничество с большим количеством ИП, как попытку уклонения от налогов.
Однако она вполне применима для сотрудников, традиционно работающих на аутсорсинге и предлагающих свои услуги прочим компаниям и физическим лицам: бухгалтеров, юристов, авторов, «продажников», водителей и так далее. Чтобы доказать законность такой оптимизации ИП должны иметь разных партнеров и не зависеть от одной компании – заказчика услуг.
3. Замена директора на управляющего ИП
Суть экономии в данном случае ничем не отличается от предыдущего пункта. Директору компании выплачивается заработная плата, облагаемая страховыми взносами и НДФЛ.
Индивидуальный предприниматель самостоятельно уплачивает налоги, которые составляют от 6% (УСН).
Однако налоговые органы могут переквалифицировать такие отношения, если усмотрят в договоре с управляющим, гарантии и нормативы, характерные для трудового договора: рабочая неделя, отпуска и командировки.
- Чтобы минимизировать подобные риски договор с управляющим должен быть максимально отличным от трудового:
- — исключить отпуск, больничные, занятость и условия работы и другие гарантии, связанные с трудовым правом;
- — вознаграждение управляющего не должно быть фиксированным, оно зависит от прибыли организации;
— цель заключения договора – выход из кризиса, достижение определенного уровня прибыли, оптимизация работы организации и т. д.
4. Аренда личного транспорта и оргтехники у сотрудников
Арендные платежи, не облагаются ни какими видами страховых взносов. И если сотрудник использует для работы личный автомобиль или собственный компьютер, они вполне могут стать объектом аренды со стороны работодателя. В данном случае единственным платежом сверх суммы аренды будет НДФЛ.
Все обозначенные способы оптимизации без сокращения имеют за собой серьезные риски. В первую очередь, это переквалификация в трудовые отношения и выплаты. Если налоговая через суд докажет, что работодатель уходил от ответственности перед сотрудниками и государством, это грозит серьезными штрафами.
Однако же если эти меры обоснованы, ревизоры не смогут к ним придраться. Что дает сотрудникам переход на ИП или компенсации вместо части зарплаты? Для ИП открываются возможности сотрудничества с новыми заказчиками и выхода в самостоятельное бизнес-плавание.
Кроме того, поддержав компанию, сотрудники помогут избежать нежелательного сокращения, а снижение расходов компании может означать, что часть средств она сможет направить напрямую на поддержку персонала.
Однако во всех способах оптимизации стоит знать меру и не переходить грань, которая выводит за пределы законных способов сотрудничества.
- Специально для ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
- Вавина Елена
- Мнение редакции может отличаться от мнения автора
Источник: https://zachestnyibiznes.ru/blog/zakonnaya_ekonomiya_kak_optimizirovat_zarplatniy_fond
Посчитать экономию фонда оплаты труда для премии
Экономия заработной платы складывается в основном за счет больничных листов и заработной платы по вакантным должностям. Вопрос: Можно ли использовать в качестве поощрительных выплат( премии и т.д.
) экономию за счет вакантных должностей,и в каком размере именно от экономии вакантных должностей можно выплачивать премию,можно ли использовать всю экономию от вакантных должностей в 100% размере для выплаты премий,или существуют какие -либо ограничения или лимиты ?Если можно добавить ссылку на закон или документ для ссылки. Рассматривается Автономная некоммерческая организация,которая финансируется из бюджета.
При этом работодатель до издания приказа о возложении обязанностей, поручении другой работы обязан получить от работника его письменное согласие на выполнение дополнительной работы, а также заключить с ним дополнительное соглашение об оплате труда за дополнительную работу, в котором четко прописать условия о самой работе, её объёмах, сроках её выполнения и размере оплаты.
По какой формуле и как рассчитывается фонд оплаты труда
Любой наемный труд, являясь основной деятельностью человека, обязательно должен оплачиваться. Иными словами, конечным результатом любого труда является получение за него вознаграждения. Трудоустраиваясь, работник рассчитывает на определенную оплату, оговариваемую заранее и отраженную в соответствующей документации.
В свою очередь, работодатель, формируя штат, должен заранее рассчитывать средства, предназначенные на оплату труда и брать во внимание этот показатель в течение всего функционирования организации. Расходы на наемный персонал составляют важнейшую статью трат предпринимателя.
Формула расчета фонда оплаты труда
Формула расчета фонда оплаты труда дает возможность вычислить сумму фонда, благодаря которому происходит начисление всех предусмотренных законодательством выплат (пенсионных отчислений, страховых взносов и др.).
- расчётные ведомости по заработной плате за год, они отражают все суммы начисляемых выплат работникам.
- табель учёта рабочего времени, с помощью которого определяется количество отработанных часов (табели заполняются каждый месяц ответственными лицами, при этом обязанность указывается в должностной инструкции).
- Штатное расписание, в котором прописаны тарифные ставки, оклады, списочный состав работников компании.
Фонд оплаты труда: что это такое, как его рассчитать
С помощью этого показателя анализируются расходы на зарплату сотрудников разных структурных подразделений и категорий, осуществляется регулировка и оптимизация затрат, корректировка ставок, окладов, расценок. Именно от суммы фонда начисляются все предусмотренные законодательством выплаты: пенсионные отчисления, страховые взносы и т. д.
Это интересно: Самара квартиры ремонт до скольки можно делать по закону
Фонд оплаты труда — понятие более широкое и включает в себя сумму абсолютно всех начислений работникам организации, в том числе и ФЗП. В отличие от ФОТ, к фонду зарплаты относится лишь сумма за отработанное время и премии, непосредственно связанные с ней.
Письмо РБ№ 04-1-9
Средства, планируемые в соответствии с нормативными правовыми документами на премирование за выполнение отдельных мероприятий, связанных со служебной деятельностью, носят целевой характер и в расчет экономии для начисления премии не включаются.
плановые средства на установление надбавок за сложность и напряженность труда работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, не использованные в расчетном месяце на установление указанных надбавок могут быть использованы на эти цели в течение года или направлены на премирование;
Какие элементы включает в себя фонд оплаты труда
Предприятие составило план ФОТ. Это конкретная цифра, которую планировалось потратить на оплату труда работников. Единичны случаи, когда фактически потраченная сумма и планировавшаяся сошлись, а любое расхождение надо анализировать.
Начнем с вопроса, для чего брать эту справку, и кто может ее запросить. Если берется кредит или заем, то банк может потребовать предоставить эти данные для того, чтобы удостовериться в платежеспособности гражданина.
Фонд оплаты труда — формула и порядок расчета
Таким образом, ФОТ представляет собой общий объем затрачиваемых предприятием на оплату деятельности своих сотрудников средств, включая все социальные компенсации. От того, какой промежуток времени принимается в расчет, исследуемый ресурс может быть:
Источник: https://lawcapital.ru/nachislenie-alimentov/poschitat-ekonomiyu-fonda-oplaty-truda-dlya-premii
Резервы улучшения использования труда и экономии фонда заработной платы
Совершенствование форм организации и оплаты труда — одно из главных условий подъема хозяйства. Решение этих вопросов дает возможность без дополнительных усилий повысить производительность труда, снизить себестоимость выполненных работ с единицы продукции.
- Важное значение имеет внедрение и расширение комплекса мир по расширению методов организации и стимулирования труда обеспечивающей тесную связь размеров заработной платы работников с конечными результатами производства.
- Прежде всего надо совершенствовать не только организационно — трудовую форму на производстве отдельного вида продукции, но и целиком всего коллектива.
- Материальной основой изменения в характере и содержании труда является комплексная организация и автоматизация производства, которая выполняет тяжелый труд работника в наиболее короткие сроки.
- Рациональная организация труд учитывает достижения науки и опыт других передовых организаций, обеспечивает полное и эффективное использование трудовых ресурсов и других факторов производства с целью получения наилучших экономических результатов во всех отраслях производства.
- Основными направлениями рациональной организации труда являются:
- — совершенствование форм разделения и кооперации труда по отраслям;
- — повышение заинтересованности каждого работника в выявлении и использовании резервов своего труда;
- — устранение случаев уравнительности в оплате труда, достижениепрямой зависимости заработной платы от результатов труда;
- — улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
- — улучшение санитарно — гигиенических условий.
Дальнейшее совершенствование оплаты труда рабочих Костанайского филиала должно быть направлено на последовательное и повсеместное установление строгой зависимости заработной платы от количества и качества труда, от конечных производственных результатов; на коренное повышение качества продукции и выполняемых работ; на стимулирование выполнения работ с меньшей численностью работников; на усиление заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в мобилизации имеющихся резервов; на повышение ответственности работников за упущения в работе, нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Наряду с традиционными мерами по совершенствованию организации и оплаты труда необходимо применять более гибкие меры. Поэтому в этой сфере необходимо шире внедрять автоматизированные системы заработной платы как на стадии проектирования, так и на предприятии.
Это значительно сэкономит время экономиста и не допустит ошибки при планировании фонда заработной платы. В частности предприятию предлагается приобрести пакет программ “Заработная плата”, который предназначен для автоматизации расчета заработной платы, оформлении документов, хранение кадровой информации.
В программу вносится информация о работниках и выполненных работ, на основе этих данных программа ведет расчет.
Основными источниками текущих резервов повышения эффективности использования труда и заработной платы в хозяйстве являются: выполнение плана по труду и эффективное использование численного состава работников; сокращение затрат труда на производство продукции и повышение его производительности до уровня передовых предприятий; ликвидация перерасхода фонда заработной платы, полученного в результате нарушения требуемых соотношений в темпах роста производительности труда и его оплаты.
Рост производительности труда является основным показателем плана по труду и кадрам. Производительность труда планируется как в абсолютном значении, так и в процентах к предыдущему году.
Она может быть определена методом корректировки базисной производительности труда с учетом ее роста в планируемом году за счет технико-экономических факторов.
Влияние факторов на производительность труда определяют на основе расчета высвобождения численности работников за счет внедрения того или иного мероприятия.
Расчет производительности труда осуществляется в следующем порядке. Вначале определяется исходная численность работающих на плановый период при условии сохранения базисной выработки Чб.
Затем определяется возможное уменьшение численности работающих за счет того или иного фактора. На третьем этапе определяется плановый прирост производительности труда.
Общую экономию численности работающих определяют по формуле:
- Эч = Пп:По — Чп (9)
- Чо
- Где, Эч — общая экономия численности работающих за счет того или иного фактора
- Пп, По — объем выпуска продукции в планируемом и отчетном годах
- Чп, Чо — среднесписочная численность работающих в планируемом и отчетном годах.
- Ожидаемый прирост производительности труда можно рассчитать по формуле:
- Пт = Эч х 100 (10)
- Чн — Эч
- Где, Пт — ожидаемый прирост производительности труда
- Чн — среднесписочная численность работающих, отнесенная на объем продукции планируемого года по выработке отчетного года.
Просмотрим, что даст в 2013 году эффективное использование численного состава работников, какое воздействие окажет на сокращение дополнительных потребностей в рабочей силе, повышение производительности труда и увеличение производства валовой продукции. Анализ приведем по таблице 13.
Таблица 13 — Резервы сокращения дополнительной потребности в рабочей силе
Показатели | 2012 год | 2013 год |
Товарная продукция, тыс. тенге | 106900 | 122935 |
Среднегодовая численность работников, человек | 210 | 203 |
Потребность в рабочей силе для производства, тыс. тенге товарной продукции, тыс. | 1,9 | 1,6 |
Резерв снижения относительной потребности в рабочей силе в 2002 году | 0,9 | — |
Общий резерв снижения относительной потребности в рабочей силе, человек | — | 38 |
Дополнительное производство продукции, тыс. тенге | — | 23012 |
Источник: https://studwood.ru/1076448/menedzhment/rezervy_uluchsheniya_ispolzovaniya_truda_ekonomii_fonda_zarabotnoy_platy