Разглашение персональных данных третьим лицам: предоставление по запросу от полиции, прокуратуры, адвоката, субъектов или их представителей и правила рассмотрения

Если говорить кратко, то запрос представляет собой бумагу, которую разрешает адвокату получить информацию о своем подзащитном. Да, адвокат обязан приложить к запросу свою ордер или же доверенность. А теперь подробнее.

У адвоката есть законное право на сбор любой информации по своему подзащитному, если она может помощь в работе. Но это право у него появляется только тогда, когда имеется договор на оказание юридической помощи. Его заключает адвокат и его подзащитный.

Адвокатский запрос – это документ, который отправляет адвокат, подписавший договор с подзащитным. Целью этого документа, в первую очередь, является информация. Только с этим документом можно запросить у органов полиции всю нужную информацию по ходу расследования дела. Такой запрос должен обязательно иметь в себе какой-либо документ, подтверждающий личность и статус адвоката.

Чаще всего, к запросу дополнительно прилагают ордер или же юридическую доверенность. Орденом называют документ, который является основанием юридической силы для того, чтобы адвокат смог являться защитником определенного лица. Доверенность – это документ, который дает подзащитный адвокату для его прямых обязанностей.

У запроса, как и у любого другого документа, есть четкие нормы к заполнению. В запросе обязательно оказывается ФИО адвоката, место его работы в определенной организации, его номер в общей базе адвокатов, дата, подпись и прочее.

Если документ имеет всю заполненную информацию, то с передачей сведений у адвоката абсолютно никаких проблем возникнуть не может.

Такую справку можно относить не только к следователю, но и в любое учреждение, которое, по мнению адвоката, может знать определенную информацию.

Адвокатский ордер представляет собой прямым подтверждением статуса адвоката. То есть это документ, который официально на законных условиях разрешает адвокату заниматься его профессиональной деятельностью, в связи с наличием должного образования.

Его копия обязательно должна прикрепляться приложением к адвокатскому запросу, потому что, повторюсь, это прямое подтверждение статуса адвоката и его прав на такую деятельность.

Если же нет доверенности от подзащитного, но ордер должен крепиться к запросу в главном порядке.

Адвокат имеет право работать с уголовным делом только при наличии данного ордера. Об этом говорит статья 49 УК РФ.

К персональным данным относится информация, имеющая непосредственное отношение к физическому лицу. Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы субъектов персональных данных или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит обработка персональных сведений. Данные должностные лица обеспечивают:

  1. Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
  2. Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
  3. Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
  4. Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.

Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

После прохождения регистрации запросы отправляются руководителю компании или его заместителю, которым определяется срок и порядок рассмотрения. После чего даются указания исполнителям.

Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует:

  1. Разглашение персональных данных третьим лицам: предоставление по запросу от полиции, прокуратуры, адвоката, субъектов или их представителей и правила рассмотренияРазобраться в существе требования, при необходимости попросить дополнительные данные или отправить работников для проверки информации, изложенной в поступившем документе, принять иные меры для решения поставленных вопросов, обнаружения и устранения причин и условий, вызвавших нарушение закона о ПД.
  2. Принимать законные и обоснованные решения, а также обеспечить качественное и своевременное их выполнение.
  3. Уведомлять письменно заявителей о принятых решениях, ссылаясь на законодательство РФ. При отклонении запроса – объяснить порядок обжалования полученного результата.
  4. Организация должна уведомить субъект или официального представителя о наличии информации о персональных данных данного гражданина, и предоставить право ознакомления со сведениями, при обращении в течении месяца с даты получения запроса.

При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

Что делать, если нет ответа, на сделанный запрос адвокатом? Ответственность за отказ в предоставлении сведений по запросу адвоката?

Адвокат имеет официальное полное право на запрос любых материалов и информации, которая хоть в какой-то степени может помочь при ходе расследования дела. Например:

  1. Характеристику любого из участников дела.
  2. Справки и выписки от следователя.
  3. Полная информация о своем подзащитном.

Предлагаем ознакомиться:  Жена истеричка что делать

Главной целью адвокатского запроса является получение информации. Она бывает нескольких типов:

  • Доступная информация. Данный тип информации доступен всем окружающим человека людям. Такая информация не имеет никакого запрета. К примеру, фамилия, имя и отчество.
  • Частная информация. Эта информация представляет собой сведения, которые могут ограничиваться законом. Цель такой ограниченной информации заключается в защите прав человека и его нравственного начала.
  • Тайна. То есть это такие сведения, которые знает только сам этот человек или же близкие его люди.

По закону вся информация, которая будет представляться адвокаты для его нормальной и полноценной работы, является конфиденциальной.

Это обязательная часть ответственности адвоката, потому что у человека могут быть тайны, это его личная жизнь, свобода и право.

Если же адвокат вынесет напоказ какую-либо информацию о своем подзащитном, то это будет расцениваться, как грубейшее нарушение.

В ФЗ РФ №64, который контролирует адвокатов и всю адвокатскую деятельность в целом, говорит о положениях и условиях сбора информации адвокатом. Но вот о предоставлении этой информации по запросу адвоката не говорит. То есть этим законом не была предоставлена информация ни о порядке предоставления сведений, ни об ответственности за непредставление сведений.

Тот же самый ФЗ РФ №63 гласит, что организация или объединение, в которое был послан данный адвокатский запрос, должно в обязательном порядке на него ответить в течение 30 дней.

Если же объединению не хватает времени на сбор всех нужных материалов, то срок может быть продлен еще на месяц. Это будет конечный срок, больше продлить его по закону невозможно.

Если же запрос подлежит продлению, то адвокат будет обязательно об этом уведомлен.

ФЗ РФ №63 также говорит и об ответственности за нарушение закона. По данному вопросу нарушения могут заключаться либо в намеренном игнорировании запроса и непредставлении сведений, либо в нарушении срока действия данного запроса, либо предоставление намеренно ложной информации. За три нарушения на объединение налагается правомерная ответственность юридического характера.

Что делать, если нет ответа, на сделанный запрос адвокатом? Ответственность за отказ в предоставлении сведений по запросу адвоката?

Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

  • Фонд социального страхования РФ.
  • Налоговые органы.
  • Федеральная инспекция труда.
  • Пенсионный фонд РФ.
  • Иные органы государственного контроля и надзора за выполнением трудового законодательства.

В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

Что такое адвокатский запрос в интересах доверителя? Нужно ли адвокату прикладывать к запросу свой ордер?

В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения.

Адвокаты

Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

  • Справки от уполномоченных лиц.
  • Сведения о деятельности гражданина.
  • Характеристики.

Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

  • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
  • Нарушены требования по форме запроса.
  • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

Также адвокат не имеет права требовать информацию о персональных данных, за исключением случаев, когда на это дается официальное согласие.

Сотрудники полиции

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.

2011 «О Полиции», сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе.

Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

Источник: https://palez.ru/advokat-zaprashivaet-personalnye-dannye/

Предоставление персональных данных по запросу МВД РФ

Да, должны, но только в определенных случаях. Право полиции на получение данных, в том числе персональных, установлено в п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ.

При этом указано, что такое право возникает только в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Гость, знакомьтесь — Правобот!

Интеллектуальный сервис для подбора судебной практики. Думает, как юрист, только быстрее. 

Разглашение персональных данных третьим лицам: предоставление по запросу от полиции, прокуратуры, адвоката, субъектов или их представителей и правила рассмотрения

Познакомиться поближе

Если полиция запрашивает персональные данные не в связи с указанными обстоятельствами, в предоставлении персональных данных может быть отказано со ссылкой на ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»

  • «Статья 13. Права полиции
  • 1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
  • 4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, а также о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.»
Читайте также:  Срок действия медкнижки: сколько по времени делается и действует, сроки годности и действительна ли при увольнении?

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос. Попробуйте бесплатно

Источник: https://www.law.ru/question/13254-predostavlenie-personalnyh-dannyh-po-zaprosu-mvd-rf-obyazany-li-my-predostavlyat

Разглашение персональных данных

   Вся информация о жизнедеятельности человека, неразрывно связанные с личностью и идентифицирующие данные лица отдельно охраняются законом. Подобные сведения могут быть получены в строгом соответствии с определенном порядком.

    Несоблюдение законного процесса получения и дальнейшей работы с такими данными влечет наступление соответствующих негативных последствий для нарушителя.

   Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ регулирует данные вопросы, а наш адвокат готов помочь разобраться в вопросе ответственности за разглашение персональных данных, объяснит как выстроить защиту виновному и как защитить права потерпевшей стороне: профессионально, сотрудничество на выгодных условиях и в срок. 

В перечень персональных данных включается следующее:

  1. Сведения о дате и месте рождения
  2. Паспортные данные, а равно сведения, содержащиеся в любом ином удостоверении личности
  3. Уровень образования
  4. Трудоустройство и стаж
  5. Наличие / отсутствие судимости
  6. Кредитные данные
  7. Информация о родственниках
  8. Место жительства (регистрации) лица
  9. Переписка в любой ее форме
  10. Состояние здоровья
  11. Образ жизни и иные биографические данные
  12. И так далее.

   По общему правилу получение всех перечисленных данных допустимо исключительно с согласия самого человека. В отсутствие необходимого одобрения их разглашение также не допускается.

   Для решения вопроса об ответственности первоначально следует разобраться, что является разглашением персональных данных о личности.

Под этим законодательство понимание совершение действий, в результате которых иные лица получают доступ к персональной информации гражданина.

Обязательным условием незаконности распространения выступает неполучение согласия на разглашение сведений от самого обладателя персональных данных.

Что делать при незаконном разглашении персональных данных?

   Способы защиты данного нарушенного права различны. Жалоба на незаконное использование персональных данных может быть подана в правоохранительные органы либо непосредственно в суд.

   В зависимости от выбранного способа существуют различные последствия для нарушителя. Результатом направлении жалобы в адрес правоохранителей является привлечение виновника к административной либо уголовной ответственности.

    Обращение в полицию с соответствующим заявлением особенно актуально в случае, если сведения о распространителе не известны. Иными словами – не достаточно данных виновника нарушения прав для определения его в суде в качестве ответчика.

В таком случае задачей государственного органа будет установление лица, допустившего незаконное распространение данных о личности.

   Целью подачи заявления в суд, в отличие от обращения в полицию, выступает предъявление денежного требования к ответчику в качестве компенсации за незаконное распространение личных данных. При этом, такое заявление обязательно должно отвечать установленным процессуальным кодексом требованиям к исковому порядку.

   Немаловажно отметить, что при решении вопроса куда жаловаться на разглашение персональных данных, необходимо знать – оба рассмотренных способа не противоречат друг другу и могут быть реализованы одновременно.

Применение всевозможных процедур защиты нарушенного права напротив имеет максимальный положительный эффект. По сути жалоба в правоохранительные органы и иск в суд будут дополнять друг друга.

Установленные фактические данные в полиции будут дополнительным доказательством в суде и упростят рассмотрение гражданского иска.

Каким образом возможно законное использование персональных данных?

   Несмотря на ответственность за разглашение сведений о личности, получение и дальнейшая работа с такого рода информацией возможна в правовом поле.

Соблюдение обязательных требований получения, сбора и обработки данных гражданина позволит их применять совершенно законно без страха наступления ответственности.

При этом, передача персональных данных третьим лицам должна происходить только в случае согласии лица. Такое одобрение должно быть зафиксировано в электронном виде либо на бумажном носителе.

В соответствующем соглашение на персональные данные должно быть отмечено:

  1. Сведения о лице, которое дает согласие. Подобное право принадлежит исключительно самому человеку и неразрывно с ним связано. Поэтому согласие следует получить у самого лица непосредственно. Передача этого права. например по доверенности не допустима.
  2. Перечень информации, согласие на получение и дальнейшие действия с которой одобряет лицо. Круг вопросов, входящих в персональные данные, крайне обширен. В этой связи, согласие на получение одних сведений, например, паспортных данных, очевидно не позволяет получать и распространять всю оставшуюся информацию о личности.
  3. Список лиц, которым разрешен доступ к информации. Законный порядок передачи персональных данных третьим лицам обуславливает наличие ограничений в части круга лиц, которые вправе обрабатывать личные данные. По этой причине следует отметить перечень доверенных лиц, получивших право на обработку персональных данных.
  4. Срок действия согласия. Соглашением на обработку персональных данных может быть предусмотрен период, в течение которого допускается возможность использования данных о личности. Применение полученных от человека сведений за пределами оговоренного срока в равной степени признается незаконным распространением персональных данных с соответствующими последствиями.
  5. Порядок отзыва согласия. По общему правилу отозвать разрешение в части персональных данных возможно в любой момент. Для этого требуется подача соответствующего письменного заявления с указанием на прекращение действия разрешения на персональные данные. Вместе с тем, дополнительно в соглашении допустимо предусмотреть каким именно образом и способом возможно сообщить об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Последствия незаконного распространения персональных данных

Разглашение персональных данных третьим лицам: предоставление по запросу от полиции, прокуратуры, адвоката, субъектов или их представителей и правила рассмотрения

   Применение административная ответственность за разглашение персональных данных допускается в том случае, если не наступают последствия, связанные с уголовным преследованием. Размер санкции статьей 13.11 административного кодекса определяется в зависимости от того, кто выступает распространителем – физическое (в т.ч. должностное) либо юридическое лица. Также на размер штрафа влияет конкретный вид совершенного нарушения – выбор части приведенной статьи закона напрямую связан именно с объективной стороной нарушения.

   Наступление уголовная ответственность за разглашение персональных данных происходит при незаконных действиях именно с сведениями о личной жизни. Примером в этой части может служить информация об образе жизни, здоровье человека и тому подобное. Читайте по ссылке, как наш адвокат по уголовным делам будет отстаивать ваши интересы в случае привлечения к ответственности за данное нарушение.

   Наказание по рассматриваемому преступлению непосредственно зависит от исполнителя (отдельная санкция содержится для должностных лиц), а также от способа разглашения информации. Поскольку распространение сведений в СМИ или при публичном выступлении очевидно наносит больший вред, то и ответственность аналогична закреплена законом более суровая.

   Помимо указанных наказаний по 137 статье УК РФ, штраф за нарушение 152 ФЗ предусмотрен и в следующей – 138 статье. Преступлением в таком случае также будет признаваться нарушение в области переписки лиц.

Вид полученной переписки между гражданами не имеет значения.

При решении вопроса какое наказание за разглашение персональных данных в случае переписки равнозначно нарушением тайны будет считаться сведения телефонного разговора, электронных или почтовых писем.

Образец жалобы на незаконное использование персональных данных

  • В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • В Центральный банк Российской Федерации
  • От П.
  • Жалоба на использование персональных данных

   Между мной, П., и ОАО «Уралвнешторгбанк» был заключен кредитный договор который был исполнен путем фактического исполнения в 2006 году.

2 месяца назад в мой адрес постоянно начали поступать звонки от лиц, представляющихся сотрудниками организации «Первое коллекторское бюро» с требованием оплатить задолженность по указанному выше кредиту 2 700 рублей.

Однако кредит мной давно погашен, задолженности, в том числе пени я не имею, об указанных обстоятельствах я неоднократно сообщал звонившим мне работникам коллекторского агентства, однако никакого результата не последовало.

  1.    В настоящее время ОАО «Уралвнешторгбанк» не существует, поэтому обратиться в банк для урегулирования данного вопроса не представляется возможным.
  2.    В результате неправомерных действий сотрудников НАО «Первое коллекторское бюро» нарушается покой и благополучие моей семьи.
  3.    Кроме того, звонки поступают мне на работу, сотрудники коллекторского агентства в ходе этих телефонных разговоров вводят в заблуждение моих коллег и начальство, передавая им информацию, не соответствующую действительности, таким образом дискредитируя меня.
  4.    Звонки поступают со следующих номеров телефонов: …
  5.    Таким образом, необходимо сделать вывод что ПАО «Бинбанк», являющееся правопреемником ОАО «Уралвнешторгбанк» нарушило закон о банковской тайне и сообщило мои конфиденциальные данные третьим лицам.

   В связи с давностью получения и выплаты кредита у меня не сохранилось никаких документов, ни кредитного договора, ни графика платежей, ни документов подтверждающих погашение кредита. В связи с вышеизложенным, считаю необходимым запросить ПАО «Бинбанк», сведения об отсутствии у меня задолженности по кредиту.

   Ст.

26 Федерального закона о банках и банковской деятельности гласит, Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

   За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

   Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

   Исходя из вышеизложенного, мои конфиденциальные данные, которыми являются сведения о моем кредите, не должны были попасть к третьим лицам, т.е. к ООО «Первое коллекторское  бюро», таким образом необходимо сделать вывод о существенном нарушении моих право ПАО «Бинбанк».

   На основании изложенного и руководствуясь нормами действующего законодательства,

ПРОШУ:

  • провести проверку в отношении ПАО «Бинбанк» по факту разглашения конфиденциальных данных  третьим лицам;
  • привлечь лиц ответственных за разглашение к предусмотренной законом ответственности.

Дата, подпись

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/razglashenie-personalnyh-dannyh/

Разглашение персональных данных: закон и ответственность, запрет на распространение и сбор без согласия

Защита конфиденциальности информации является обязанностью государства. Именно поэтому принимаются правовые нормы в сфере неразглашения третьим лицам личной информации. Наказание в данной ситуации может быть в виде штрафов и иного рода лишений. Разберёмся подробнее с этим вопросом.

Что такое персональные данные и конфиденциальность

Для того чтобы разобраться с этими понятиями, необходимо обратиться к федеральному закону РФ «О персональных данных». Так, под персональными понимается данныме любого рода, относящаяся к личным сведениям о том или ином гражданине.

Статья 7 вышеупомянутого ФЗ раскрывает понятие конфиденциальности персональных данных. Под ней понимается такая защита личных сведений о человеке, при которой лица, получившие к ним доступ, не имеют право разглашать их кому-либо без согласия правообладателя.

Читайте также:  Как открыть химчистку и прачечную - открытие «чистого» бизнеса

Особое внимание стоит уделить самому федеральному закону. Он был принят 27.07.2006 года. Состоит нормативный правовой акт из преамбулы, глав и статей. Всего в законе 6 глав, последняя из которых посвящена заключительным и переходным положениям.

Какие персональные данные нельзя разглашать

Разглашение персональных данных третьим лицам: предоставление по запросу от полиции, прокуратуры, адвоката, субъектов или их представителей и правила рассмотрения

  1. Фамилия.
  2. Дата рождения.
  3. Отчество.
  4. Имя.
  5. Семейное положение.
  6. Имущественное положение.
  7. Паспортные данные.
  8. Доходы.
  9. Статус работника или безработного и др.

Именно эти сведения разглашению не подлежат. Единственным исключением, когда данные могут использоваться и обрабатываться, является согласие самого их правообладателя. Как правило, такое согласие оформляется в форме письменного документа, в котором излагается запрос от организации на право обрабатывать подобного рода информацию.

За разглашение персональных данных сторонним лицам предусмотрена ответственность в рамках российского законодательства.

Установит, какие сведения можно отнести к персональным и получить ответы на другие важнейшие вопросы в этой сфере можно обратившись к ФЗ «О защите персональных данных». Более конкретно об этом мы пишем ниже.

Субъективные признаки разглашения

Согласно нормам действующего федерального законодательства, разглашением могут считаться следующие действия правонарушителя: разглашение той или иной информации хотя бы одному лицу; опубликование ее в интернете или в средствах массовой информации; опубликование данных в газете; передача их другим лицам для последующего использования и др.

Нужно учитывать, что ответственность может наступить не только за разглашение, но и за другие незаконные действия с личной информацией. Сюда относится и ее сбор.

Под сбором понимается получение личных данных гражданина без его согласия и без подписания им соответствующим образом.

Незаконно собранная и в последующем использованная информация порождает более тяжкую ответственность, вплоть до привлечения по уголовной статье.

Специфическими персональными сведениями являются тайны. Сюда относится, например, тайна усыновления. Такие личные данные гражданина распространению не подлежат.

В том случае, если такая информация кому-либо стала известна без согласия усыновителя, правонарушители могут быть привлечены к ответственности по уголовной статье.

Куда жаловаться на нарушение закона о персональных данных

Нарушение закона о персональных данных грозит ответственностью как по КОАП РФ (административная), так и по УК Ф (уголовная). Разглашение и использование данных без согласия гражданина должно быть вовремя пресечено. Для этого нужно определить, куда обращаться за защитой?

Первой инстанцией является полиция. Именно туда можно обратиться и сообщить о том, что данные незаконным образом используются и обрабатываются. Сотрудники полиции имеют право в рамках административного законодательства привлечь гражданина к ответственности.

Еще одной инстанцией является суд. В рамках судебного заседания можно не только привлечь нарушителей к уголовной ответственности, но и взыскать моральный и материальный вред, возникший вследствие разглашения.

Материалы в суд могут поступить после производства предварительного следствия от уполномоченных должностных лиц государственных органов. Гражданин и сам может стать инициатором судебного разбирательства. Для этого ему необходимо оформить исковое заявление и подать его по месту жительства ответчика.

Какую закон регламентирует ответственность за распространение персональных данных

Незаконное распространение персональных данных уже рассматривалось выше. Предусмотрено два вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная.

Что касается распространения по административному законодательству, то в данной ситуации предусмотрена более мягкая ответственность в виде штрафа или же предупреждения. Уголовная ответственность предполагает наложение более строгих санкций и ограничений.

Помимо административного и уголовного взыскания законом предусмотрена дисциплинарная и гражданская ответственность. Дисциплинарная, в большинстве своем, влечет за собой возникновение таких негативных последствий, как увольнение.

Гражданская ответственность предполагает взыскание и возмещение причинённых убытков. Допускается также и возмещение причиненного морального вреда.

Административная ответственность за обработку персональных данных без согласия, штрафы

Это правонарушение влечет за собой административную ответственность. Это статья 13.11 КОАП РФ. В зависимости от того, кто именно является нарушителем, предусмотрен и различный размер штрафных санкций.

Если закон нарушил гражданин, то он обязан уплатить штраф в казну государства в размере до трех тысяч рублей.
Если это юридические лица – до пятидесяти тысяч рублей.


В случае, если нарушение закона исходило от должностного лица, то возникает обязательство уплаты штрафа в размере до десяти тысяч рублей.

Юридическим же лицам за нарушение закона о неразглашении придется уплатить до семидесяти пяти тысяч рублей.

  • Конкретного термина «распространение» в кодексе об административных правонарушениях нет, однако есть термины и понятия, косвенно затрагивающие незаконное распространение.
  • Непосредственное распространение личной информации раскрывается в рамках уголовного законодательства, о чем будет сказано ниже.

Уголовная ответственность за нарушение закона о персональных данных

Одной из основных статей, осуществляющих защиту персональных данных, является статья 137 УК РФ.
Она предусматривает ответственность (наказание) за нарушение неприкосновенности частной (личной) жизни, куда и входит незаконное собирание и распространение частных сведений.

Здесь может применяться ответственность в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей, а также иные меры ответственности, в том числе и исправительные, принудительные работы, арест или лишение свободы.

Еще одной статьей, защищающей персональные, частные сведения, является статья 140 УК.

Она регулирует правоотношения в сфере отказа в предоставлении уже собранных частных данных лица, когда такое предоставление обязательно в соответствие с законодательством.

Здесь субъектом ответственности является должностное лицо. На него может быть возложен штраф в размере до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, нельзя собирать и обрабатывать персональные данные гражданина без его согласия. Получение и передача таких сведений должна происходить в рамках законодательства РФ о защите персональных данных. Для правонарушителей незаконные действия грозят как административной, так и уголовной ответственностью.

Источник: https://rusfz.ru/razglashenie-personalnyh-dannyh-zakon-i-otvetstvennost-zapret-na-rasprostranenie-i-sbor-bez-soglasiya

Ответственность за разглашение персональных данных по статье 137 УК РФ

Разглашение персональных данных 137 УК РФ при определенных условиях дает возможность признать основанием для привлечения человека к уголовной ответственности. В нашей статье будут рассмотрены условия возникновения этой ответственности, в том числе в отношении лиц, имевших в силу служебного положения доступ к таким данным и разгласивших их. 

  • Что такое персональные данные
  • Разглашение персональных данных. Объект и предмет преступления
  • Разглашение каких персональных данных уголовно наказуемо (судебная практика)
  • Статья о распространении персональных данных, характеристика деяния
  • Субъективные признаки разглашения персональных данных
  • Ответственность за разглашение персональных данных гражданина, виды и размеры наказаний

Что такое персональные данные

Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — закон № 152-ФЗ) определяет персональные данные (далее — ПД) как всякую косвенно или напрямую относящуюся к физическому лицу (носителю ПД) информацию.

Организации, индивидуальные предприниматели, государственные и муниципальные органы, а также прочие хозяйствующие субъекты в ходе своей деятельности получают и обрабатывают большой объем такой информации в отношении как своих работников, так и других граждан.

В частности, ими могут быть получены:

  • данные о личности человека (паспортные данные, сведения об образовании, трудовой деятельности, военной службе, финансовом и семейном положении, медицинские данные, биографические факты);
  • данные о родственниках человека;
  • прочие сведения, с помощью которых можно идентифицировать человека (переписка, сведения о полученных и отправленных сообщениях, телефонных контактах).

Получение ПД должно производиться по общему правилу с согласия субъекта ПД (за исключением некоторых случаев, перечисленных в ст. 6 закона № 152-ФЗ). Обрабатывать ПД (в том числе распространять) можно только в соответствии с принципами, определенными ст.

 5 того же закона, — и только в законных и заранее установленных целях, на законной основе и т. д. В противном случае возможно привлечение нарушителей к ответственности, в том числе уголовной — по ст. 137 УК РФ.Разглашение персональных данных третьим лицам: предоставление по запросу от полиции, прокуратуры, адвоката, субъектов или их представителей и правила рассмотрения

В организациях доступ к ПД обычно в силу служебных обязанностей имеют лишь руководители, сотрудники бухгалтерии, юридической и кадровой служб, а в государственных (особенно правоохранительных) и муниципальных органах он может быть и у множества рядовых сотрудников. Если такие работники будут использовать соответствующие ПД не по назначению, их может ожидать ответственность по ч. 2 или 3 ст. 137 УК РФ (наказание по которым гораздо строже, чем по ч. 1).

Разглашение персональных данных. Объект и предмет преступления

Уголовно наказуемое разглашение ПД посягает на отношения по обеспечению гарантированного конституцией РФ права на неприкосновенность частной жизни.

При этом разглашение ПД наказуемо по ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ лишь при условии, что эти данные соответствуют описанию предмета преступления, а именно:

  • являются сведениями о частной жизни;
  • относятся к семейной или личной тайне.

Определение понятия «частная жизнь» можно найти в судебной практике, согласно которой частной жизнью (в противовес общественной) признается жизнедеятельность индивида в сфере межличностных, семейных, интимных, бытовых отношений, неподконтрольных государству и обществу (определение КС РФ от 9.06.2005 № 248-О). Кроме того, в целях гражданско-правовой охраны частной жизни ст. 152.1 ГК РФ определяет, что информацией о ней являются сведения о личной и семейной жизни человека, его месте пребывания/жительства и происхождении.

Понятия «личная тайна» и «семейная тайна» являются оценочными. Наука уголовного права толкует их следующим образом:

  • к личной тайне следует относить любой факт биографии лица, который он не желает обнародовать (состояние здоровья, принадлежность к политическим движениям, род деятельности, материальное положение и т. д.);
  • семейная тайна отличается от личной по кругу носителей (сведения о внутрисемейных отношениях, образе жизни семьи, бытовых условиях и т. п.).

С 2013 года ст. 137 УК РФ дополнена ч. 3, предусматривающей особый предмет — данные, указывающие на личность потерпевшего по уголовному делу в возрасте до 16 лет, либо описание полученных таким потерпевшим моральных и физических страданий. Данные такого рода также относятся к ПД, так как по ним можно идентифицировать личность.

Разглашение каких персональных данных уголовно наказуемо (судебная практика)

Практика судов общей юрисдикции показывает, что понятие личной тайны трактуется предельно широко, в связи с чем привлечение к ответственности по ст. 137 УК РФ возможно за разглашение практически любых ПД. Отношение тех или иных сведений к личной или семейной тайне устанавливается на основании показаний потерпевшего.

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Например, были признаны составляющими личную тайну:

Источник: https://nsovetnik.ru/personalnye_dannye/otvetstvennost_za_razglashenie_personalnyh_dannyh_po_state_137_uk_rf/

Правомерно ли предоставление сотрудниками полиции персональных данных третьих лиц по запросу средств массовых информаций?

Частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г.

№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Более того, в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»[1] закреплено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

  • Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ-152 под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
  • Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3 ФЗ-152).
  • Оператором персональных данных признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 ФЗ-152).
  • В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ-152 обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом.
Читайте также:  Испытательный срок по трудовому кодексу: что говорится в законе о стажировке?

В силу пункта 8 части 1 статьи 6 ФЗ-152 обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обработка персональных данных допускается, в частности, в случае, если это необходимо для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.

К обязанностям журналиста в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 27.12.

1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» отнесена обязанность получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

  1. Согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным и должно содержать перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных (часть 1, пункт 7 части 4 статьи 9 ФЗ-152).
  2. На основании изложенного, в предоставлении запрашиваемой информации правомерно в случае если запрашиваемая сторона докажет необходимости ее раскрытия для защиты общественных интересов, как того требует пункт 8 части 1 статьи 6 ФЗ-152, либо предоставит подтверждение наличия согласия субъекта персональных данных на обработку его данных.
  3. Правовой отдел

ГУ МВД России по Челябинской области                                      08.02.2019

Источник: https://74.xn--b1aew.xn--p1ai/document/15799782

Кс рф напомнил о пределах адвокатского запроса

16 марта 2017 г. 15:30

Суд не стал рассматривать жалобу адвоката на то, что правоприменители могут решать, какие сведения являются необходимыми адвокату для оказания помощи

Анализируя определение Конституционного Суда РФ, эксперты указали, что, несмотря на особый правовой статус адвокатов, в праве на получение информации они приравнены к обычным гражданам, а следовательно, их право на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, является в большей степени декларативным.

Адвокат Михаил Мошкин обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав положением подп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г.

«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», устанавливающего право адвоката на сбор необходимых для оказания юридической помощи сведений, в том числе путем направления адвокатского запроса, во взаимосвязи с положением п. 1 ч. 2 ст.

227 КАС РФ, согласно которому основанием для удовлетворения требований о признании незаконными оспариваемых решений лица, наделенного государственными полномочиями, является признание их судом нарушающими права административного истца.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы дают правоприменителям возможность по своему усмотрению определять, какие сведения являются необходимыми адвокату для оказания юридической помощи.

Поводом для обращения с жалобой стала следующая ситуация. Адвокат, представляя интересы некоммерческого садового товарищества, в связи с подготовкой документов для обращения в суд направил в местную администрацию адвокатский запрос о предоставлении заверенной копии решения о выделении в 1991 г. земельного участка, принадлежащего другому лицу. Но в предоставлении документа было отказано.

При попытке оспорить отказ суды общей юрисдикции признали действия должностного лица местной администрации законными.

Суды установили, что запрашиваемая информация относится к сведениям ограниченного доступа и не может быть предоставлена по запросу адвоката, не имеющего доверенности от правообладателя, в то же время копия истребуемого документа имеется в распоряжении административного истца. В связи с чем суды пришли к выводу об отсутствии нарушения прав адвоката.

Рассмотрев представленные материалы, Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. В опубликованном 13 марта Определении от 28 февраля 2017 г. № 244-ОО КС РФ указал следующее.

В соответствии с Конституцией РФ любая информация, затрагивающая права и свободы граждан, должна быть доступна им при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус для нее.

При этом допускается возможность установления в отношении той или иной информации режима ограничения свободного доступа (Определения от 12 мая 2003 г. № 173-О, от 29 января 2009 г. № 3-О-О и др.).

Однако это не лишает адвоката возможности при рассмотрении судом конкретного дела с участием его доверителя обратиться в суд с ходатайством об истребовании доказательств, в том числе сведений, содержащих конфиденциальную информацию (Определение от 29 сентября 2011 г. № 1063-О-О).

«Оспариваемые законоположения, устанавливающие право адвоката на сбор информации, необходимой для оказания юридической помощи, и гарантии обеспечения им судебной защиты данного права согласуются с приведенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, – подчеркивается в Определении № 244-ОО. – Оценка же того, того, был ли установлен режим ограниченного доступа к запрашиваемым сведениям и нарушены ли права адвоката отказом в предоставлении ему информации, как связанная с установлением фактических обстоятельств дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации».

Советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн, проанализировав это определение КС РФ, обратил внимание на то, что, несмотря на особый правовой статус адвокатов, их предназначение в судопроизводстве и роль в обществе, их право на получение информации приравнено к праву обычных граждан.

«Нет необходимости в обосновании тезиса о том, что адвокат как защитник и представитель в различных видах судопроизводства, как профессиональный участник состязательного процесса должен иметь более широкий и гарантированный доступ к информации для оказания квалифицированной юридической помощи, чем обыкновенный гражданин», – указал он. Соответственно, должна быть предусмотрена и повышенная ответственность адвоката за неправомерный доступ к информации или ее неправомерное распространение, однако это потребует пересмотра всего комплекса отношений, связанных с защитой информации, отметил Евгений Рубинштейн.

«Судя по последним изменениям в Закон об адвокатуре, а именно исходя из анализа пункта 6 статьи 6.1, законодатель в настоящее время не только не готов к обсуждению этого вопроса, но и не видит в нем никакой актуальности», – заключил советник ФПА РФ.

  • Член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин добавил, что ранее уже высказывал сомнения относительно возможностей получения большого количества информации по адвокатским запросам в связи с существованием законодательного положения о том, что в случаях, если адвокат запрашивает сведения, в отношении которых установлен режим ограниченного доступа, то рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными законодательством для соответствующей категории сведений.
  • «По адвокатскому запросу невозможно получить данные о состоянии здоровья своего подзащитного или иных лиц, данные о телефонных соединениях и месте нахождения абонента в момент соединения, сведения о банковских счетах физических и юридических лиц и некоторую другую информацию», – пояснил он.
  • Борис Золотухин подчеркнул, что именно такую позицию и обозначил Конституционный Суд РФ, указав, что «…любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты» и что данная трактовка не лишает адвоката заявлять в суде ходатайство об истребовании такой информации.
  • «Считаю, что это определение подтвердило мой вывод о том, что сбор адвокатом сведений в пользу доверителя – в большей степени декларация, чем реализация права на защиту», – резюмировал эксперт.

Источник: https://fparf.ru/news/fpa/ks-rf-napomnil-o-predelakh-advokatskogo-zaprosa/

Предоставление персональных данных

Закон устанавливает условия, при которых оператор осуществляет предоставление персональных данных. Гражданин предоставляет сведения о себе по своему желанию.

А сведения о других лицах – при наличии согласия на передачу персональных данных третьим лицам.

И оператор связан как самим текстом согласием, сроками хранения персональных данных, так и целью обработки категорий персональных данных. 

Предоставление персональных данных – это действия по раскрытию сведений, которые получил оператор. Чтобы избежать ответственности за разглашение персональных данных, за нарушение порядка обработки данных, оператор соблюдает ряд условий. 

Запрос на предоставление персональных данных

Субъект (носитель) персональных данных имеет право доступа к своим данным. Мы не назовем его безусловным, хотя в большинстве случаев это так. Закон ограничивает возможность получить такие данные в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществлена в рамках оперативно-разыскной (ОРД), разведывательной, контрразведывательной деятельности,
  • осуществляется обработка в целях обороны страны, охраны правопорядка, безопасности государства
  • субъект ПД является подозреваемым, обвиняемым по уголовному делу (либо в порядке УПК применены меры до предъявления обвинения)
  • данные получены в результате деятельности по противодействию отмыванию доходов, финансированию терроризма
  • доступ нарушает права и интересы третьих лиц
  • обработка осуществляется в целях транспортной безопасности нарушает права и законные интересы третьих лиц.

В этих случаях оператор обязан информативно отказать в предоставлении сведений со ссылкой на соответствующий пункт ст. 14 Закона о персональных данных.

Во всех иных случаях оператор осуществляет предоставление персональных сведений субъекту таких данных. На запрос отвечают в течение 30 дней с даты получения, причем сведения предоставляются бесплатно.

О том, как составить запрос мы рассказали в публикации “доступ к персональным данным“.

Кому предоставить данные без согласия субъекта

Давая согласие на обработку данных, мы правомерно рассчитываем на соблюдение режима конфиденциальности. Тем не менее статья 7 Закон о персональных данных содержит указание на то, что в силу Закона предоставление информации без получения согласия может быть обязательным. В противном случае организация понесет ответственность.

Каждый орган государственной власти и местного самоуправления наделен определенными полномочиями. Они-то и определяют право направить запрос и получить определенные сведения.

Например, при проверках трудовой инспекции должностное лицо вправе запросить копии трудовых договоров. Или прокуратура запрашивает копии договорах при проверке по жалобе.

Адвокат на основании адвокатского ордера вправе собирать сведения (характеристики, справки). Или отдел полиции.

При получении из таких органов запроса мы рекомендуем обратиться к нормативному правовому акту, который регламентирует полномочия органов власти. И уже определить, можно ли (и нужно ли) отвечать на этот запрос. При затруднениях можно обратиться к дежурному юристу нашего сайта.

Таким образом, предоставление персональных сведений должно осуществляться на законных основаниях, а передача персональных данных третьим лицам в нарушение норм влечет ответственность.

Источник: https://iskiplus.ru/predostavlenie-personalnyx-dannyx/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector