Из статьи можно узнать, что такое реестр операторов персональных данных Роскомнадзора, как новых операторов включают в этот реестр, где посмотреть данные и что учесть.
Реестр операторов персональных данных Роскомнадзора – это список организаций, которые осуществляют обработку сведений о физических лицах. Закон относит к такой информации сведения о физическом лице, в том числе:
- фамилия, имя, отчество;
- год, месяц, дата рождения;
- место рождения;
- адрес;
- семейное положение;
- социальное положение;
- имущественное положение;
- образование, профессия, доходы;
- другая информация (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, п. 2.5 приказа Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94).
Оператор – государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которые собирают и/или обрабатывают подобные данные.
Реестр операторов персональных данных ведет специально уполномоченный на это государственный орган – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Как проверить, есть ли в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора сведения о вашей организации
Реестр операторов обработки персональных данных доступен на сайте Роскомнадзора. Информация из реестра общедоступна. Запрос об интересующей компании можно сделать в сети. Поиск ведется по наименованию, ИНН или регистрационному номеру.
Сведения об операторе персональных данных появляются в реестре после регистрации компании в Роскомнадзоре (направлении уведомления об обработке данных).
Кто должен быть внесен в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора
Реестр содержит сведения:
- о типе оператора,
- об основании включения в реестр,
- о дате уведомления и начале обработки данных.
Данные поступают после того, как компания в соответствии с законом известит ведомство о начале работы. Если сведений об операторе по обработке персональных данных в реестре Роскомнадзора нет, значит, такая компания не вправе обрабатывать данные. Однако из этого правила есть исключения. Так, не являются нарушителями юридические лица и ИП, которые:
- обрабатывают данные только в рамках трудовых отношений;
- не распространяют их третьим лицам;
- использует общедоступные сведения и др. (ч. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ).
Как Роскомнадзор вносит сведения в реестр операторов персональных данных и исключает компании
Чтобы зарегистрироваться как оператор персональных данных в реестре Роскомнадзора, нужно направить уведомление (ч. 1 ст. 22 закона № 152-ФЗ). Составить документ можно на сайте. Все обязательные поля помечены звездочкой. В приказе № 94 ведомство дало методические рекомендации по заполнению.
Зарегистрироваться можно онлайн или при помощи письменного обращения (п. 3.2 приказа № 94). В первом случае понадобится заполнить форму в электронном виде, во втором – подписать документ и направить в территориальный орган Роскомнадзора.
Данные появятся не позднее 30 дней с даты регистрации уведомления (п. 3.2 приказа № 94). Срок считается с момента регистрации обращения. Если сведения окажутся неполными, Роскомнадзор потребует уточнения. Ответить нужно в течение месяца.
Если уточнения не появятся, ведомство не внесет информацию в реестр операторов персональных данных.
Убедитесь, что документы в Роскомнадзор для регистрации в реестре операторов персональных данных направили должным образом. За предоставление недостоверных сведений компании грозит ответственность (ст. 19.7 КоАП РФ). Заявить на оператора могут физические лица, которые посчитали свои права нарушенными.
Источник: https://www.law.ru/article/22573-reestr-operatorov-personalnyh-dannyh-roskomnadzora
Как стать оператором персональных данных в реестре Роскомнадзора
Не все компании и индивидуальные предприниматели знают, являются ли операторами персональных данных и надо ли им передавать о себе сведения в Роскомнадзор. Разберемся, за кем служба следит более внимательно и как уведомить о начале обработки личной информации граждан.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Большинство знает, что к персональным данным (далее — ПД) относится информация о фамилии, имени и отчестве гражданина, сведения из его паспорта, номер мобильного телефона, адрес проживания, e-mail.
Какие еще сведения можно включить в этот список? Оказывается, любые: исчерпывающий список нигде не представлен, и его в принципе быть не может. Это подтверждается и формулировкой в Федеральном законе от 27.07.
2006 № 152-ФЗ:
Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Получается, что в некоторых случаях будет достаточно фамилии, имени и номера автомобиля, чтобы идентифицировать гражданина, а в других понадобится еще номер его водительского удостоверения и адрес регистрации.
Оператор персональных данных — это государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое:
- самостоятельно или совместно с другими лицами организует и/или осуществляет обработку ПД;
- определяет цели работы с личной информацией, ее состав, а также действия (операции) с ней.
То есть любой, кто запрашивает и пользуется ПД, является их оператором. И все, кто имеет доступ и обрабатывает сведения, по которым можно идентифицировать гражданина, фактически работают с ПД и несут ответственность за несоблюдение закона об их защите.
Давайте представим, кто может относиться к операторам ПД.
Банки? Да! Сайты, собирающие материал о подписчиках? Да! Юридические и бухгалтерские компании, оказывающие различные услуги? Да! Магазины и салоны красоты, предлагающие приобрести бонусную карту? Снова да! ТСЖ, вузы, детсады, турагентства, медучреждения, автоматизированные системы, в том числе государственные? Да, да, да! Операторы ПД — повсюду, в любой сфере!
Обязанности оператора при обработке персональных данных
Каждый, кто имеет дело с ПД, обязан соблюдать определенные правила сбора, обеспечения безопасности, уточнения, блокирования и уничтожения такого рода сведений. Согласно закону № 152-ФЗ, операторы должны:
- разъяснять субъекту ПД, какие данные и для чего собирают, а также получать его предварительное согласие на обработку личной информации. Такое согласие запрашивают в письменной форме: человеку предлагают подписать специальную бумагу, где уточняется, что сбор информации производится по правилам закона № 152-ФЗ и она будет соответствующим образом храниться, использоваться, а позже — уничтожаться. Хотя чаще всего согласие «прячется» в самом конце подписываемого соглашения и выглядит как галочка, рядом с которой надо поставить свою подпись, существует и специальная форма такого согласия. Вот бланк, которым предлагает пользоваться Роскомнадзор (скачать форму можно в конце статьи):
- разработать и публично представлять политику в отношении обработки ПД. Обнародовать такой документ можно любым удобным для компании способом, но чаще всего это делается с помощью интернета — на странице организации просто публикуют политику без сокращений;
- обеспечивать меры защиты от неправомерного или случайного доступа к ПД, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения. Как правило, речь идет о технических и организационных мерах — установление паролей и специальных программ, гарантирующих сохранность информации, оперативное устранение последствий хакерских атак, иные мероприятия по обеспечению безопасности;
- уничтожать записи, если субъект ПД докажет, что сведения получены незаконным путем либо не являются необходимыми для получения заявленной цели. Согласно статье 21 закона N152-ФЗ, уничтожается информация только после обращения лица, чьи данные обрабатывались с нарушениями, либо его представителя. Запрос обязательно подается в письменной форме, и отреагировать на него оператор должен в сроки, прописанные в законе. Рекомендованный образец такого обращения доступен на сайте Роскомнадзора;
- блокировать доступ к сведениям по запросу уполномоченного органа либо субъекта ПД (его представителя). Это не значит, что оператор полностью удаляет имеющуюся информацию, но он не может ею пользоваться.
Регистрация в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных
Законом предусмотрено, что до начала работы с ПД необходимо обратиться в уполномоченный орган надзора и уведомить о начале работы с личной информацией. Это не значит, что каждая компания должна быть внесена в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора. В этот список не включаются:
- работодатели. Они собирают и хранят информацию в соответствии с трудовым законодательством, например, при оформлении трудовых договоров, различных приказов кадрового характера;
- компании сотовой или стационарной телефонной связи, если данные получены исключительно для оказания услуг связи по заключенному договору, не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта ПД;
- общественные объединения или религиозные организации, которые получают доступ к данным своих членов (участников) для достижения целей, предусмотренных в учредительных документах;
- организации и частные лица, пользующиеся общедоступными сведениями, которые субъекты ПД сами раскрыли, например, на персональных сайтах;
- любые компании, в которых действует система пропусков. Если паспортные данные гражданина переписываются для оформления однократного пропуска на территорию организации, регистрироваться не придется;
- системы со статусом государственных автоматизированных информсистем, а также государственные системы ПД, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка. Их очень много, а в их числе системы «Эра-Глонасс» и «Управление», АИС учета некоммерческих и религиозных организаций и многие другие на федеральном и региональном уровне;
- граждане и организации, которые обрабатывают информацию без использования средств автоматизации (компьютера). При этом им надо руководствоваться требованиями, утвержденными Постановлением правительства от 15 сентября 2008 г. N 687;
- организации, которые запрашивают данные для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, например, при бронировании и покупке билетов, в том числе через онлайн-сервисы перевозчиков или посредников.
С учетом таких формулировок многие из организаций уже не попадают в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор. Но те, на кого исключения не распространяются, обязательно должны быть в списке контролирующего органа.
Процедура регистрации заключается в подаче уведомления по определенной форме. С ней можно ознакомиться через реестр персональных данных Роскомнадзора, портал госуслуг либо с помощью Приказа Минкомсвязи России от 21.12.2011 N 346. Бесплатно скачать нужный документ можно и в конце этой статьи.
Роскомнадзор рекомендует подавать уведомление на бланке организации, на бумаге либо в электронном варианте. Бумажный вариант надо будет заполнить, подписать и отправить в территориальный орган Роскомнадзора (по почте или отнести лично). Электронный документ можно оформить прямо на сайте ведомства — в разделе «Электронные формы заявлений».
Вне зависимости от способа информирования чиновников, в уведомлении придется обязательно указать:
- полное и сокращенное наименование компании с указанием организационно-правовой формы, а также юридический и почтовый адреса, ИНН;
- цели обработки, заявленные в учредительных документах либо фактически осуществляемые;
- категории ПД, которые будут обрабатываться;
- субъекты, чьи ПД планируется обрабатывать, в том числе отношения с ними, например, пассажир, заемщик, абонент, вкладчик, страхователь;
- основание, по которому имеется право на обработку (к примеру, статьи Воздушного кодекса РФ или закона об актах гражданского состояния об актах гражданского состояния), в том числе наличие лицензии на осуществляемый вид деятельности;
- описание используемых способов обработки ПД и их перечень: неавтоматизированная, автоматизированная или смешанная обработка;
- сведения о лицах, ответственных за организацию обработки ПД, номера их телефонов, почтовые адреса, e-mail;
- информация о шифровальных (криптографических) средствах;
- дата начала, а также условия и сроки прекращения обработки ПД;
- сведения о том, где хранятся данные в процессе их обработки, в том числе о стране, где находятся базы с информацией о ПД граждан Российской Федерации;
- сведения об обеспечении безопасности ПД в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119.
Отметим, что регистрация оператора персональных данных на сайте Роскомнадзора осуществляется в 30-дневный срок.
Если будет подано электронное заявление, компании придется направить в территориальный орган дополнительно и бумажный экземпляр уведомления.
Если сведений будет недостаточно, чиновники направят запрос об уточнении поданных документов. Отказать в принятии уведомления и занесении сведений об организации в реестр нельзя.
Если, по разным причинам, у организации изменились цели обработки ПД или необходимо внести иные изменения, в течение 10 дней она направляет в адрес Роскомнадзора письмо по установленной форме. С документом можно ознакомиться ниже. Кроме того, читателям PPT.ru доступна для скачивания форма документа, необходимого для исключения компании из реестра.
Все оказываемые в этом случае услуги Роскомнадзором бесплатны.
Ответственность за отказ регистрироваться в реестре
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к защите ПД. Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ, который начал действовать с 1 июля 2017 года, в статье 13.
11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных.
В зависимости от правонарушения штрафы для юридических лиц по этой статье варьируют от 15 000 до 75 000 рублей, а для ИП — от 5000 до 20 000 рублей.
Отказ регистрироваться в реестре может быть расценен как непредставление информации в контролирующий орган. Наказание за это предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. По ней должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей, а юридическим — от 3000 до 5000 рублей.
Типовая форма согласия на обработку персданных
Форма уведомления о включении в реестр
Форма письма о внесении изменений в сведения об операторе
Форма заявления об исключении из реестра
Подготовить документы по персданным для сайта онлайн
Источник: https://ppt.ru/art/personal-data/reestr
Кто относится к операторам персональных данных, что является персональными данными
Если компания собирает персональные данные клиентов через сайт или отправляет данные сотрудников в банк для зарплатного проекта, она должна подать уведомление в Роскомнадзор и зарегистрироваться как оператор персональных данных. Но иногда компании думают, что лучше не привлекать внимание ведомства и не подавать уведомление. Они ведь и раньше собирали данные, а уведомление подают только сейчас. Точно придет проверка, и придется платить штраф.
Отсиживаться рискованнее, чем подать уведомление. Об этом рассказывает эксперт по персональным данным Максим Лагутин.
152-ФЗ: закон о персональных данных на сайте Консультанта
Оператор персональных данных — компании и физлица, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные. Например, собирают электронные адреса для рассылки или просят покупателей оставить имя и телефон для заказа в интернет-магазине. Дословно в законе так:
Збагойно: 152-ФЗ — в «Деле»
Персональные данные — это любые данные о человеке, по которым его можно определить. Например:
- электронная почта;
- телефон,
- имя и фамилия;
- дата рождения;
- адрес;
- ссылка на сайт.
Ник без других данных не считается персональными данными, по нему нельзя определить человека.
С геопозицией и куками ситуация спорная. Формально сами по себе они не считаются персональными данными. Например, только по геопозиции трудно определить, кто находится в этой точке. В реальности Роскомнадзор в 2016—2017 годах разработал рекомендации по обработке этих данных и начал проводить проверки.
«МГТС» продавала данные своих клиентов другим компаниям:
- временные метки;
- деперсонализированный идентификатор useid;
- адреса страниц, к которым было обращение;
- адреса, с которых был переход;
- информацию о браузере и устройстве, с которого был запрос;
- IP-адрес.
По сути это были куки — данные о том, какие страницы посещают клиенты. По этим данным компании показывали клиентам нужную рекламу. Согласия от клиентов у «МГТС» на обработку данных не было. Компания думала, что куки не считаются персональными данными, поэтому согласие на них не нужно.
Суд с компанией не согласился и назначил штраф 30 000 рублей.
Судебное решение
Мы рекомендуем перестраховываться и считать куки и геопозицию персональными данными. Особенно если компания вместе с этими данными получает другую личную информацию о клиентах, например имя, телефон, электронную почту.
Роскомнадзор считает, что компания становится оператором персональных данных в тот момент, когда начинает обрабатывать данные. Подала компания уведомление об этом или нет — роли не играет. Как только один человек заполнил форму обратной связи на сайте — компания стала оператором персональных данных. Такой же позиции придерживаются суды.
Данные из социальных сетей
152-ФЗ о персональных данных на сайте Консультанта
По закону компания не должна подавать уведомление в Роскомнадзор, если использует общедоступные данные. Например, если берет телефон и имя человека из телефонного справочника. Справочник уже получил согласие от человека разместить данные о нем, поэтому второй раз спрашивать не надо.
Источник: https://delo.modulbank.ru/all/data_operator
Кому не нужно уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных
По общему правилу операторы персональных данных перед обработкой этих данных обязаны направить уведомление в Роскомнадзор. При этом закон содержит ряд исключений, при которых уведомлять Роскомнадзор не нужно.
Если компания планирует собирать сведения о физических лицах, она должна уведомить об этом Роскомнадзор сразу же после регистрации. Причем уведомить ведомство о намерении обрабатывать персональные данные граждан нужно до начала обработки сведений (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). С 1 июля 2017 года введены повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона № 152-ФЗ.
Отправить сообщение в Роскомнадзор можно по интернету на официальном сайте ведомства. В уведомлении указывают правовые основания для обработки персональных данных, цели сбора данных, дату начала обработки и меры по обеспечению сохранности полученных сведений. Сбором данных считается получение от физлиц любой информации, которая позволяет их идентифицировать.
При этом закон содержит ряд исключений, при которых уведомлять Роскомнадзор не требуется. Список таких ограничений установлен в ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Не требуется подавать уведомление в следующих случаях:
- При сборе и обработке персональных данных без использования средств автоматизации. Если обработка осуществляется без компьютера и электронных баз данных, уведомлять Роскомнадзор не требуется. При этом оператор данных должен соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Если компания использует компьютеры, это не значит, что обработка данных осуществляется с использованием средств автоматизации. Неавтоматизированной обработкой персданных считается использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных, которые осуществляются при непосредственном участии человека.
- При сборе личных сведений сотрудников в рамках трудовых отношений. Это касается только тех данных, которые необходимо предоставить работодателю при оформлении трудового и коллективного договора. О сборе и обработке сведений, которые не касаются трудовых отношений нужно уведомлять Роскомнадзор. Также уведомлять нужно, если работодатель собирается обрабатывать данные уволенных сотрудников (п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
- При оформлении компанией договора с физическим лицом. В этом случае уведомлять Роскомнадзор не нужно, если исполнитель/продавец/поставщик не собирается передавать персональные данные третьим лицам (п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Персональные данные должны использоваться исключительно для исполнения договора, в связи с заключением которого они получены.
- При сборе сведений общественным объединением или религиозной организацией. Обработка сведений членов таких организаций осуществляется без уведомления, если персональные данные не распространяются или не раскрываются третьим лицам без письменного согласия субъектов персональных данных (п. 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
- При сборе и обработке сведений, которые само физическое лицо сделало общедоступными (п. 4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
- При сборе персональных данных, которые включают только имя, отчество и фамилию физического лица (п. 5 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
- При получении сведений для однократного пропуска физического лица на территорию оператора данных (п. 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
- При обработке данных, включенных в информационные системы персональных данных, имеющих статус государственных автоматизированных информационных систем (п. 7 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
- При сборе сведений транспортными компаниями для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса.
Во всех других случаях уведомлять об обработке данных нужно обязательно. Чтобы уточнить, обязана ли ваша организация подавать уведомление, можно обратиться в Роскомнадзор.
О том, как обезопасить свой бизнес от штрафов по Закону №152-ФЗ, читайте в статье «Закон 152-ФЗ о персональных данных: как обезопасить бизнес от новых штрафов с 1 июля 2017».
Источник: https://buh.ru/articles/documents/59315/
Ответы Роскомнадзора на вопросы о персональных данных
Ответы Роскомнадзора на вопросы о персональных данных
3 Октября, 2015
Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?
Ответ: Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 г. N 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.
Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.
Вопрос: В каких случаях операторами не должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется: 1) в случае обезличивания персональных данных; 2) в отношении общедоступных персональных данных.
Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях: 1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора; 1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии; (п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 266-ФЗ) 2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных; 3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных; 4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно; 5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи; 6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; 7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.
Вопрос: Кто должен запрашивать согласие работников предприятия на обработку персональных данных при их передаче для обработки другому оператору?
Ответ: Получить согласие работника на передачу его персональных данных для обработки другому оператору должна администрация предприятия, на котором работает субъект персональных данных.
Вопрос: В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных: 1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения; 2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных; 3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных; 4) являющихся общедоступными персональными данными; 5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных; 6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях; 7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка; 8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных. Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.
Вопрос: Вправе ли физическое лицо представлять персональные данные своих близких родственников?
Ответ: Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.
Вопрос: Если при обработке персональных данных организацией нарушаются мои права, куда я могу обратиться за защитой?
Ответ: Вы вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефоны указаны на официальном сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения оператором требований Федерального закона «О персональных данных»? Ответ: Ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности. Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за: — неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации ( ст. 5.39 КоАП РФ); — нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) ( ст. 13.11 КоАП РФ); — разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) ( ст. 13.14 КоАП); — непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде ( ст. 19.7 КоАП РФ). Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 137 , 272 УК РФ.
Вопрос: Вправе ли кредитная организация обрабатывать персональные данные физических лиц, получивших отказ в предоставлении кредита? Возможно ли хранить формы анкет-заявок на получение кредита в формате цифровых копий?
Ответ: Персональные данные субъектов персональных данных, полученные кредитной организацией при рассмотрении заявок на получение кредита, в случае отрицательного решения кредитной организации подлежат уничтожению в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Обращаем Ваше внимание, что типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, могут храниться в формате цифровых копий при соблюдении требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?
Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, является файл электронной цифровой подписи. Кроме того, предложение оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта. Таким образом, субъект персональных данных, акцентируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров. Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Вопрос: Вправе ли оператор запрашивать сведения о судимости?
Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Вопрос: Какие иностранные государства обеспечивают адекватную защиту персональных данных?
Ответ: До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее — Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных. Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. ETS N 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Бельгия, Болгария, Дания, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Андорра, Аргентина, Израиль, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Сербия, Хорватия, Черногория, Швейцария, Южная Корея, Япония. Вопрос: Распространяются ли требования Федерального закона «О персональных данных» на юридическое лицо иностранного государства? Ответ: Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.
Вопрос: Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?
Ответ: Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.
Вопрос: Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?
Ответ: Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора. Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором. Вопрос: Существуют ли стандарты или рекомендации по исполнению Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» операторами? Ответ: Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют. Ознакомиться с ними можно в разделе «Стандарты, рекомендации и концепции» Портала «Персональные данные»: — концепция защиты персональных данных в информационных системах персональных данных оператора связи — http://minkomsvjaz.ru/3495/8317/8319/8322/;
Источник: https://www.securitylab.ru/blog/personal/shaurojen/152344.php
Разъяснения Роскомнадзора по порядку защиты персональных данных
Что такое персональные данные? Персональные данные — это любая информация, относящаяся к человеку.
К персональным данным относятся ФИО, дата рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия, пол, гражданство, сведения о документе, удостоверяющем личность, электронная почта, номер банковской карты.
Часто операторы, обрабатывающие персональные данные, забывают включить в список данных сведения о составе семьи, о трудовом и общем стаже, о занимаемой должности, о воинском учете, национальность, ИНН и СНИЛС (это персональные данные даже без привязки к ФИО).
Если ИНН указан в ЕГРЮЛ, то это общедоступная информация в части налогового законодательства, однако в иных случаях это ПД (персональные данные). Номер телефона без иной информации – это не персональные данные, так как он относится к пользовательскому устройству.
Также государственный номер автомобиля не является ПД, так как относится к транспортному средству. Индивидуальные предприниматели являются операторами ПД. В категории субъектов персональных данных могут входить не только работники, акционеры, клиенты, физлица, состоящие в гражданско-правовых отношениях, но и соискатели, уволенные работники и родственники работников/клиентов.
Обработка персональных данных
Правовыми основаниями для обработки ПД являются Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Генеральная лицензия на осуществление банковских операций, Федеральный закон №115-ФЗ, .
Часто в правовых основаниях обработки забывают указать Федеральный закон № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», согласие на обработку ПД (работника, соискателя, клиента и т.д.), договоры.
ФЗ «О персональных данных» не является правовым основанием!
Политика обработки ПД и локальные нормативные акты по вопросам обработки должны быть опубликованы. Политика и сведения о мерах по защите ПД размещаются на сайте, где ведётся обработка ПД, а также там могут быть размещены и пользовательское соглашение, и условия использования сервисов. Можно опубликовать общую политику на несколько сайтов, но внутри неё должна быть градация.
Для обработки персональных данных необходимо получить согласие субъекта ПД.
В согласии должны быть указаны адрес или данные основного документа, удостоверяющего личность субъекта, наименование или ФИО и адрес оператора ПД, перечень ПД, на обработку которых дается согласие и способ отзыва согласия на обработку ПД. При составлении текста согласия можно использовать типовые формы на сайте РКН. Срок действия согласия может быть ограничен сроком или достижением цели.
Указание в согласии нескольких целей допустимо, в том числе на сбор файловой информации cookie (кроме биометрии, спецкатегории и трансграничной передачи на территорию неадекватных по защите ПД стран). На период принятия решения о трудоустройстве нужно получать согласие на обработку ПД от соискателя и его близких родственников, если требуется информация о них. При действии субъектов ПД в интересах третьих лиц нужно их согласие, доверенность (например, при оформлении туристического пакета). При опубликовании фотографий и иной информации о сотрудниках на сайте нужно их согласие. Это не распространяется на учителей и работников государственных органов, но при любом превышении минимального перечня ПД из закона их согласие тоже нужно получать. Для передачи персональных данных работников внутри российской группы компаний нужно получать их письменное согласие, а внутри международной группы компаний – письменное согласие и договор-поручение со штаб-квартирой. Одно согласие работника с указанием каждого контрагента даётся для одной цели обработки ПД. При передаче ПД работников третьи лица, привлекаемые по договору поручения, могут объединены в одно согласие (если цель обработки ПД единая). Третьи лица, привлекаемые по договору поручения, подают уведомления об обработке ПД, кроме ч. 2 ст. 22 ФЗ «О ПД». У оператора нет обязанности предоставлять третьему лицу, привлекаемому по договору поручения, сведения о правовых основаниях обработки ПД. После достижения целей обработки персональных данных необходимо их уничтожить и оформить акт об уничтожении. Частым нарушением этого требования является обработка ПД соискателей после принятия решения об отказе в устройстве на работу (при отсутствии внешнего кадрового резерва, кроме гос. служащих) и обработка ПД в информационной системе персональных данных по истечении сроков, указанных в законе. Порядок уничтожения ПД должен быть указан в локальных актах.
Обязанности оператора
Необходимо предоставлять в Роскомнадзор уведомления об обработке ПД. В уведомлении указывается только одно ответственное лицо и даются его почта и телефон. Если контактные данные меняются, об этом нужно обязательно уведомить РКН. Если иностранное юридическое лицо имеет представительство на территории РФ, то можно подать уведомление, а если нет, то уведомление подавать не нужно. Однако требования о локализации такая организация обязана выполнить (базы данных по обработке ПД должны находиться на территории РФ). Кроме того, раз в два года проводятся проверки в отношении таких иностранных компаний.
Чтобы не было нарушений в виде предоставления неполных или недостоверных сведений, рекомендуется проводить внутри организации аудит деятельности оператора по обработке ПД и следить, чтобы ответственное за заполнение уведомления отраслевое подразделение отражало информацию не только о своей деятельности (кадры, бухгалтерия). В организации должны быть планы или материалы проверочных мероприятий, подтверждающие внутренний контроль/аудит ПД (акты, протоколы, докладные записки).
Популярное нарушение — неполный перечень целей обработки ПД. Например, в целях обработки персональных данных часто забывают указать организацию пропускного режима и подбор персонала. Понятие “база данных” трактуется сотрудниками РКН по внутреннему убеждению, например, любая таблица в Word – это тоже база данных.
Адреса всех баз персональных данных обязательно должны быть указаны в формате 123456, Москва г., ул. ___, д. ___, стр.
___, в том числе базы данных сайта и информационной системы персональных данных оператора.
Также необходимо помнить, что база ПД – это не только информационные системы (сервер, центр обработки данных), но и места, где находятся материальные носители (жёсткие диски, картотеки).
При использовании для хранения облачной инфраструктуры требуется договор-поручение с провайдером. Облачная инфраструктура обеспечивает доступ, а эти действия означают обработку, даже не имея самого доступа к ПД. После прекращения обработки персональных данных или при изменении информации, содержащейся в уведомлении, необходимо предоставить сведения об этом в Роскомнадзор в течение 10 дней. Согласно ФЗ №152 “О персональных данных”, в организации должно быть лицо, ответственное за организацию обработки ПД. Нарушением является назначение на эту должность нескольких лиц или отсутствие данного полномочия в должностном регламенте. Можно указать полномочия ответственного лица в трудовом договоре или в приказе о назначении лица и наделении полномочиями, но лучше сделать это отдельно в должностной инструкции. Работников оператора, непосредственно осуществляющие обработку ПД, обязаны быть ознакомлены с положениями законодательства РФ. Для подтверждения этого формируется лист ознакомления работников с положениями законодательства РФ, соответствующие положения включаются в трудовой договор с работником, проводятся курсы для работников (с получением документов) и внутренние обучающие мероприятия. Ознакомление работников с законодательством в электронном виде не в полной мере отвечает требованиям ст. 86 ТК РФ. Также должен быть утверждён перечень лиц, осуществляющих обработку ПД, либо имеющих к ним доступ.
Составы правонарушений ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства РФ в области персональных данных)
- Ч. 1 ст. 13.11 КоАП: включение избыточного объема данных, неправомерное размещение изображения гражданина на сайте, неправомерная обработка работодателем ПД близких родственников, неправомерная обработка ПД в целях продвижения товаров, работ, услуг;
- Ч. 2 ст. 13.11 КоАП: публикация статьи в интернете, которая содержит инфо в большом объеме со специальной категорией ПД без согласия гражданина, письменная форма согласия не соответствовала ч. 4 ст. 9 ФЗ;
- Ч. 3 ст. 13.11 КоАП: нет политики обработки ПД на сайте;
- Ч. 4 ст. 13.11 КоАП: нереализация права субъекта на получение информации, которая относится к обработке его ПД;
- Ч. 5 ст. 13.11 КоАП: нарушение сроков по уточнению, блокированию, уничтожению ПД;
- Ч. 6 ст. 13.11 КоАП: невыполнение обязанностей по соблюдению условий, обеспечивающих сохранность материальных носителей (например, неправильная утилизация медицинских амбулаторных карт).
Основные проблемы при взаимодействии проверяющих лиц с операторами в рамках проведения плановых/внеплановых проверок
- Отсутствие уполномоченного представителя оператора;
- Отсутствие документа, подтверждающего полномочия сотрудников на представление интересов оператора и взаимодействие с проверяющими лицами (доверенность, приказ);
- Назначение в качестве уполномоченных представителей оператора лиц, не обладающих достаточными профессиональными знаниями;
- Отказ в предоставлении запрашиваемой информации и документации;
- Отказ в предоставлении доступа в помещения оператора, где осуществляется обработка ПД;
- Отказ в предоставлении доступа к оборудованию оператора;
- Неумышленное затягивание сроков проведения проверки (продление сроков – это дополнительная административная нагрузка).
При этом важно помнить, что должностные лица РКН:
- Не осуществляют консультирование проверяемого лица;
- Не предоставляют проект акта проверки для предварительного ознакомления представителем проверяемого лица;
- Не дают пояснений относительно причин или оснований квалификации отдельных действий оператора как нарушающих ФЗ «О ПД», их можно получить только при обжаловании акта;
- Не продлевают, в том числе и по письменному обращению проверяемого лица, контрольные сроки исполнения предписания об устранении нарушений.
Источник: https://digitalrights.center/blog/roskomnadzor-personalnye-dannye/