Вопросы валютного контроля и связанных с ним штрафов за нарушения стоят ребром для юридических лиц. Непредоставление справок и прочих документов, просрочки по выплатам – всё это приводит к тем или иным санкции. Разберём законодательные основы проблемы и ряд нюансов – вроде исковой давности и обжалования назначенного наказания.
Разновидности нарушений валютного законодательства и ответственность
Все нарушения, касающиеся сферы валютного контроля, делятся на такие направления, как:
- Несоблюдение установленных сроков подач отчётных документов. В первую очередь сюда относятся справки.
- Подача некорректных или откровенно ложных сведений. Такое происходит как преднамеренно, так и по ошибке.
- Неправильное заполнение бумаг. Здесь имеется в виду внесение неполных данных или данных, содержащих неактуальную информацию.
- Несоблюдение временных рамок перевода валюты на счёт. Специфика состоит также и в том, что бизнесмен будет вынужден заплатить штраф в любом случае – даже если задержка произошла по причине несвоевременной оплаты зарубежным партнёром выставленных счетов.
- Игнорирование обязательства по возвращению в Российскую Федерацию тех денег, что были выплачены нерезидентами.
В рамках темы, разумеется, интересен вопрос ответственности за нарушение порядка работы с валютными транзакциями. В этом случае речь идёт об ответственности:
- административной (подразумевает штрафные санкции);
- гражданско-правовой (приводит к аннулированию сделки);
- уголовной (чревата наказанием вплоть до лишения свободы).
Кто в России занимается штрафным воздействием при нарушении ВК? Ведущие госорганы, организующие мониторинг всех операций, проводимых между российскими и иностранными кредитно-финансовыми учреждениями, – это:
Примечание 1. Что касается санкций, их применяет в большинстве случаев именно налоговая. Таможня же штрафует за те нарушения, что были допущены при таможенных операциях.
Штрафы
Чтобы лучше понять суть вопроса, нужно вникнуть в некоторые основы, а затем сравнить сами нарушения.
Общие сведения
Штрафные санкции в связи с просрочками и прочие виды взыскания описаны в статье 15.25 КоАП РФ. Её содержание определяет, что штрафы юрлицам оформляются за несоблюдение сроков подачи документации для реализации валютного контроля, а также за её некорректное оформление и хранение.
В особенности внимание уделяется несвоевременному предоставлению:
- отчётности по передвижению валютных средств;
- паспортов сделки;
- информации об изменениях в связи с зарубежными счетами резидентов России;
- других подтверждающих бумаг и сведений о подлинности сделки.
Примечание 2. Нарушение сроков как оплаты за товар, так и поставки также грозит применением штрафных санкций. Для предприятий это сумма от 40 000 до 1 000 000 рублей. Реализация же незаконных операций с иностранной валютой или операций, игнорирующих специальные банковские счета, чревата штрафом на полную сумму сделки.
Таблица
Все самые значительные санкции за нарушение валютного контроля мы представили ниже. Указанные сведения относятся к юрлицам.
Таблица 1. Штрафы за нарушение ВК.
Вид нарушения | Статья КоАП РФ | Штраф, руб. |
Неполучение резидентом оплаты за реализацию товарных единиц и оказание услуг зарубежной партнёрской организации, а также невозвращение денег за товары, не попавшие в Россию | Пункты 4 и 5 | 0,75 суммы – полная сумма контракта |
Игнорирование сроков оформления паспорта сделки (то же касается и переоформления) | П.6 | 40 000 – 50 000 |
Несвоевременная подача справок об операциях с валютой и подтверждающих документов | 5 000 – 50 000 | |
Отказ в предоставлении бумаг по банковскому запросу | 40 000 – 50 000 | |
Повторяющееся в течение года нарушение порядка или временных рамок подачи документации | 400 000 – 600 000 | |
Непредоставление бумаг по изменениям в связи со счетами в зарубежных банковских компаниях | П.2 | 800 000 – 1 000 000 |
Несвоевременное предоставление информации об открытии и закрытии счетов | П.2 | 50 000 – 100 000 |
Нарушение порядка ведения счетов, открытых в валюте | П.1 | 0,75 суммы – полная сумма нелегальной транзакции |
В целом, такое положение дел сохраняется на момент 2019 года.
Уголовное наказание за несоблюдение валютного контроля
Ответственность за проступки в рамках валютного законодательства могут быть отнюдь не только административными. Применяются и уголовные наказания.
Пример 1. Статья 193 УК РФ – “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации” – сулит крупные штрафы и даже лишение свободы. Само название статьи говорит о причине ответственности.
В тех случаях, когда резидент должен был получить некоторую сумму, которая впоследствии не дошла до расчётного счёта, судебная инстанция выносит приговор на основании объёма отсутствующих средств.
Таблица 2. Уголовные последствия.
Сумма, руб. | Размер штрафа, руб. | Срок лишения свободы |
> 9 000 000 | От 200 000 до 500 000 | До трёх лет. В качестве альтернативы могут назначаться исправительные работы До четырёх лет – при участии в сговоре группы лиц |
> 45 000 000 | До 1 000 000 | До пяти лет |
Пример 2. Статья 193.1 – “Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов” – предусматривает штраф на сумму 200 000 – 500 000 руб.
или заключение в тюрьму на срок до трёх лет за предоставление заведомо неправильных данных при переводе денег.
Если речь о преступлении, совершённом группой лиц, крупной сумме или применении подставной компании, время пребывания в местах лишения свободы вырастает до 10 лет, а штраф – до 1 000 000 руб.
Исковая давность
Если в связи с валютным законодательством компанией допущены нарушения, опасность привлечения к ответственности для бизнесмена сохраняется на протяжении двух лет.
На сегодняшний момент данный период актуален для любых нарушений, учитываемых статьёй 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. Сама статья носит соответствующее название – “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования”.
Примечание 3. До 2016 г. срок исковой давности был меньше на один год.
Решение об увеличении периода было обусловлено низкой скоростью документооборота между Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и банковскими учреждениями.
Из-за этого обстоятельства многим юрлицам удавалось избежать штрафов благодаря апеллированию к истечению сроков исковой давности. Теперь же такой исход стал редкостью.
Как оспорить штраф – возможно ли это?
Шанс на успех в деле обжалования самого факта применения штрафа или его суммы через судебную инстанцию есть почти всегда. Тут можно выделить два пути:
- апеллирование к малозначительности нарушения;
- указание на смягчающие факторы.
Первый вариант работает, если штрафная санкция применена за фактические ошибки, допущенные, например, в оформлении документов (справок). При несоблюдении же сроков малозначительность не получится обосновать – даже при опоздании всего на пару дней.
Если говорить о втором варианте, тут всё несколько сложнее. Что может быть интерпретировано судом, как смягчающие обстоятельства? Это в первую очередь:
- безупречная репутация организации;
- непростое финансовое положение;
- факт исправления ошибки по истечении установленного срока, но до выставления штрафа;
- т.д.
Указанные моменты в состоянии повлиять на судебное решение, касающееся штрафной суммы, однако целиком снять ответственность они не позволят.
Последние законодательные изменения
Все последние перемены в сфере валютного регулирования были реализованы в период с 2017 по 2018 гг. Причём большая их часть пришлась именно на 18-ый год.
Сегодня не является тайной, кто в государстве занимается обеспечением валютного контроля. За финансовыми операциями как резидентов, так и нерезидентов наблюдают налоговая и таможенная службы, Центробанк и агенты ВК (т.е. банковские компании).
Вся новизна реалий валютного контроля введена в действие в стране с 2018-го.
В предыдущие годы законодательство по части данной сферы предъявляло особенно строгие требования к юридическим лицам, а ещё точнее – к руководительскому штату.
Причина в том, что высокие должностные лица не просто определяют для компаний порядок ведения внешнеэкономического бизнеса, но ещё и большую часть времени находятся за рубежом.
Примечание 4. С 01.2018 претерпел изменения валютный статус резидента РФ. Для российских граждан, большую часть времени проживающих в другом государстве (более 183 дн. в году), установлен режим льгот – с модернизированными правами по поводу управления расчётным счетами.
Изменения, касающиеся штрафных санкций и взыскиваемых сумм, отражены в Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Данный акт определил ряд корректировок в связи с законами о валютном контроле.
Пример 3.
Штрафные санкции для юридических лиц за нелегальные операции с использованием иностранной валюты и платежи, совершаемые в обход агентов валютного контроля, ныне не рассчитываются на основании платёжной суммы, а фиксируются в конкретных цифрах – от 20 000 до 30 000 руб. Те же юрлица, что повторно в срок не вернут деньги, выплаченные нерезидентами в счёт не предоставленных товаров и услуг, будут под угрозой отстранения от своей деятельности на 6 месяцев – 3 года.
Заключение
Нарушение валютного законодательства приводит не только к административной, но и к уголовной ответственности. Последнее подразумевает вкупе с большими штрафами лишение свободы. Отсюда следует, что халатно относиться к вопросу никак нельзя. Самый верный путь – вовремя подавать все документы и делать выплаты.
Источник: https://Fininru.com/banki/obshhie-voprosy-b/valyutnyj-kontrol-i-shtrafy
Репатрианты получили отсрочку
Минфин обнародовал меры по либерализации валютного контроля
Штрафы за несвоевременную репатриацию экспортной выручки будут начисляться при просрочке от 30 дней, а максимальный штраф за невозврат выручки снизится вдвое. Такие предложения, выполняя поручения президента, представил Минфин
Pascal Lauener / Reuters
Минфин предложил смягчить валютный контроль за внешнеторговыми операциями резидентов — не штрафовать экспортеров за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов (а импортеров — за несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар), если просрочка составляет менее 30 дней. Штрафы за то, что средства вообще не поступили, предложено снизить с текущих 75–100% от суммы неполученных (невозвращенных) средств до 33–50%.
Проект поправок в «валютную» статью Кодекса об административных правонарушениях (ст. 15.25) опубликован Минфином на портале regulation.gov.ru.
Изначально весной 2017 года президент Владимир Путин поручил правительству подумать о снижении штрафов для должностных лиц и юрлиц-экспортеров за неполучение или задержку получения на свои банковские счета выручки за предоставленные нерезидентам товары, работы и услуги.
В конце 2017 года министр финансов Антон Силуанов анонсировал снижение нынешних «драконовских» штрафов за нарушение сроков репатриации экспортной выручки.
По закону о валютном регулировании экспортеры обязаны обеспечивать получение на свои счета в российских банках выручки от зарубежных контрагентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). Это относится и к выручке в иностранной валюте, и к выручке в рублях.
О сроках, предусмотренных внешнеторговыми контрактами, российские компании обязаны сообщать уполномоченным банкам. Если средства пришли с опозданием, то за просрочку хотя бы в один день предусмотрен штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
А если средства не поступили вовсе или поступили не полностью, возможен штраф в размере от 75 до 100% неполученной суммы. При этом оштрафовать на 75–100% могут даже в случае всего лишь задержки возврата выручки, когда поступление средств ожидается.
Срок давности по привлечению резидентов к ответственности за эти нарушения — два года.
Аналогичные наказания предусмотрены за несвоевременный возврат авансов, уплаченных российскими импортерами за неполученные из-за рубежа товары (невыполненные работы, неоказанные услуги).
Такие строгие меры изначально объяснялись необходимостью ограничения оттока денег из страны, в том числе вывода их на зарубежные счета по фиктивным договорам, но бизнес жалуется, что из-за этого часто страдают добросовестные участники внешнеэкономической деятельности.
Владимир Астапкович / РИА Новости
Теперь Минфин предлагает штрафовать, только если просрочка превышает 30 календарных дней, а штрафы за невозврат выручки (предоплаты) уменьшить до уровня «от одной третьей до одной второй размера суммы денежных средств». Новые нормы предполагается ввести с 2019 года, следует из материалов ведомства.
«В настоящее время российские компании-экспортеры попадают под штрафные санкции за любые, даже незначительные нарушения сроков поступления валютной выручки на счет, которые в значительном количестве случаев происходят по вине контрагента-нерезидента и на которые резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев не может.
В итоге российские компании вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговорные процессы с иностранными контрагентами, оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на «мелкие просрочки» (менее 30 дней), предоставлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета», — объясняет Минфин в пояснительной записке.
Предложенная мера, по замыслу Минфина, «позволит снизить избыточное административное давление на российских экспортеров при возникновении технических просрочек выполнения покупателями условий экспортных контрактов, а также при возникновении претензий со стороны иностранных контрагентов по условиям поставки».
Поправки Минфина не трогают ту часть «валютной» статьи КоАП, которая устанавливает штрафы для граждан в размере от 75 до 100% от суммы незаконной валютной операции, к которым, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка. «Снижение штрафов в отношении физлиц за незаконные валютные операции в рамках данного законопроекта не обсуждалось», — сообщила РБК пресс-служба Минфина.
Либерализация недостаточна
«С одной стороны, есть смягчение: раньше санкция наступала даже за просрочку в один день [при неполучении выручки от иностранных резидентов], а теперь — 30 дней от срока. Но дальше, по сути, все равно остается карательный штраф.
Уменьшается его размер, с 75–100% до 33–50%. Но все равно забрать 50% от валютной выручки — это карательный штраф», — говорит партнер юридической компании TaxAdvisor Дмитрий Костальгин.
Можно было бы смягчить санкции еще больше, считает он.
Судебная практика в спорах о штрафах по ст. 15.25 КоАП, как правило, исходит из того, принял ли экспортер (импортер) «все зависящие от него меры» по своевременному получению средств.
Поэтому, по словам Костальгина, 30-дневный срок для освобождения от административной ответственности поможет не всем. «Просрочка бывает совершенно разная по срокам. При этом проблема в том, сделали ли вы все от вас зависящее, чтобы получить оплату.
Но если у вас большой контракт и важный покупатель, вы же не будете на него в суд подавать. Он вам каждый вечер обещает заплатить, иногда эти переговоры трудно подтвердить документально.
Эти аспекты часто игнорируются, особенно в последнее время, из-за того что у нас такой бюджетный подход к штрафам: они становятся источником пополнения бюджета», — рассуждает Костальгин.
В 2017 году Федеральная налоговая служба (орган валютного контроля наряду с ФТС и Банком России) собрала в бюджет 405 млн руб. штрафов за нарушение валютного законодательства и экспортного контроля, следует из данных Минфина.
«По итогам 2017 года в бюджет поступило почти 70% от суммы начисленных штрафных санкций за нарушения валютного законодательства, оставшиеся суммы находятся в процедуре обжалования или взыскиваются в установленном законодательством порядке», — сообщила РБК пресс-служба ФНС.
Ведомство участвовало в рассмотрении законопроекта Минфина и представило на него положительное заключение.
Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/01/24/5a6636009a7947722e7ae4cc
Валютный контроль и штрафы: санкции за нарушение законодательства
В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за нарушение валютного контроля. Разберемся, какие санкции ждут юридических лиц за непредоставление справки о подтверждающих документах, паспорта сделки, а также за просрочку оплаты. Мы подготовили для вас таблицу штрафов и изменения в законе.
Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:
- Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
- Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
- Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
- Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.
Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:
- Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
- Административная (штрафные санкции).
- Уголовная (вплоть до лишения свободы).
Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.
Таблица штрафов по валютному контролю
Главные штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году мы собрали в таблице. Указанные в ней суммы относятся к юридическим лицам.
Нарушение | Статья законодательства (КоАП РФ) | Штрафные санкции |
Неполучение резидентом оплаты за продажу товара, оказание услуг иностранному партнеру (согласно договору), а также невозврат средств за товары, не ввезенные в Российскую Федерацию. | п. 4-5 | 3/4 — 1 сумма контракта |
Несоблюдение сроков оформления и переоформления паспорта сделки | п. 6 | 40 — 50 тыс. руб. |
Непредоставление в срок справок (корректирующих справок) о валютных операциях, о подтверждающих документах | 5 — 50 тыс. руб. | |
Отказ в предоставлении документов по запросу банка | 40 — 50 тыс. руб. | |
Повторное (в течение года) нарушение процедуры или сроков предоставления документов | 400 — 600 тыс. руб. | |
Непредоставление документов об изменениях, связанных со счетами в иностранных банках | п. 2.1 | 800 тыс. — 1 млн руб. |
Предоставление сведений об открытии, закрытии иностранных счетов позже срока | п. 2 | 50 — 100 тыс. руб. |
Нарушение порядка ведения валютных расчетов | п. 1 | 3/4 — 1 сумма незаконной операции |
Также прочитайте: Банки для валютного контроля: тарифы ТОП-10 банков-агентов, суммы комиссий, рекомендации по выбору и отзывы
Штрафы по валютному контролю в 2017 году
Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, за их неверное хранение или оформление.
Особую роль играет несвоевременное предоставление:
- Отчетности о движении валюты.
- Паспортов сделки.
- Сведений об изменениях, касающихся заграничных счетов резидентов РФ.
- Непредоставление прочих подтверждающих документов и информации о подлинности сделки.
Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.
Уголовная ответственность
Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.
Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:
Сумма | Штраф | Срок тюремного заключения |
Более 9 млн руб. | 200 000 — 500 000 руб. | До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы |
Более 45 млн руб. | До 1 000 000 руб. | До 5 лет |
Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб.
либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет.
Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.
Новости в России в 2017 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2017 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).
Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года.
Валютное законодательство в РФ в 2017 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей.
Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.
Что касается изменений суммы штрафов в 2017 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.
К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.
Срок исковой давности
За несоблюдение валютного законодательства предприниматель может быть привлечен к ответственности в течение двух лет. Сейчас этот срок действителен для всех нарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.
До 2016 года срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.
Можно ли оспорить штраф
Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.
Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.
Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.
(1
Источник: https://rko-bank.ru/vk/valyutnyj-kontrol-i-shtrafy.html
Репатриация валюты – что это такое? Ответственность за невыполнение требования репатриации валюты
Репатриация валюты – что это такое? Ответственность за невыполнение требования репатриации валюты.
Репатриация валюты происходит от лат.
repatriare – возвращаться на родину, а репатриация валюты заключается в зачислении на банковские счета в упомномоченных банках выручки в национальной и иностранной валюте от экспорта товаров, работ или услуг, а также национальной и иностранной валюты переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту товаров, работ или услуг, в случае не полного или не своевременного исполнения обязательств нерезидентом. Одним словом требование репатриации национальной и иностранной валюты означает необходимость возврата в страну валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг или неиспользованного аванса за импорт путем зачисления их на счета в казахстанских банках.
Порядок и условия репатриации регулируется статьей 12 Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон ВРиВК) и в соответствии с Правилами осуществления экспортно-импортного валютного контроля в РК и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту, утвержденными постановлением Правления Национального Банка РК от 24.02.2012 г. № 42, филиалы Национального Банка и банки второго уровня осуществляют контроль исполнения требования репатриации по контрактам на сумму свыше 50 тыс. долл США в эквиваленте. Целью данного требования является обеспечение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, и не допущения вывода из государства валютных ресурсов по каналам внешнеторговых операций. Согласно Закону ВРиВК обязанность выполнения требования репатриации в срок репатриации возлагается на резидента. Срок репатриации представляет собой период времени между датой экспорта и датой поступления валюты в оплату экспорта либо между датой платежа по импорту и датой импорта.
Неисполнение резидентом обязанностей по репатриации национальной и иностраной валюты в срок влечет административную ответственность предусмотренную статьей 251 Кодекса РК об административных правонарушениях, сумма штрафа за нарушение сроков репатриации составляет 20 процентов от суммы незачисленной валюты (но не более 2000 МРП). Если же сумма невозврата резидентом средств в национальной и иностранной валюте более 15 000 месячных расчетных показателей (1 МРП на сегодня составляет 2 269 тенге), статьей 235 Уголовного кодекса РК предусмотренна уголовная ответственность в виде штрафа в размере от 3000 (трех тыс.) до 5000 (пяти тыс.) месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
- Таким образом, резидентам рекомендуется при заключении договоров с иностранными партнерами помнить о высокой ответственности и важности соблюдения сроков репатриации, так как репатриация валюты — это не только одна из функций валютного контроля за движением капиталов, но также одно из – главных направлений по сохранению финансовой стабильности государства.
- Главный специалист-контролер
- Жамбылского филиала Национального Банка
- Али Мустафаевич Эминов
Источник: http://taraz.zhambyl.gov.kz/?p=3798
Репатриацию валютной выручки по контрактам в рублях отменят к 2024 году
По действующему закону экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках /Максим Стулов / Ведомости
Минфин и Центробанк согласовали отмену к 2024 г. репатриации валютной выручки по контрактам, заключенным в рублях, сообщил первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов.
«Двигаться здесь надо плавно – я согласен с Центральным банком, потому что валютный контроль, движения капитала влияют на чувствительные макроэкономические показатели страны, в том числе и на курс рубля, который важен абсолютно всем, – сказал Силуанов (цитата по ТАСС). – Поэтому двигаемся здесь постепенно, поэтапно. Мы договорились, чтобы к 2024 г.
полностью отменить репатриацию валютной выручки, если контракт заключен в рублях». Он подчеркнул, что Минфин и ЦБ наметили план смягчения валютного контроля для бизнеса. «Ведомости» ожидают комментариев ЦБ.
По действующему закону экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. За каждый день просрочки компания должна платить 1/150 ключевой ставки ЦБ, а штрафы за невозврат составляют 75-100% от суммы сделки.
Ранее Минэкономразвития предложило снизить штрафы и отменить уголовную ответственность за валютные нарушения. Такие предложения содержатся в плане «Трансформация делового климата», который ведомство разработало совместно с экспертами и бизнесом, сообщал РБК. Минфин поддержал эти предложения.
ЦБ инициативы Минэкономразвития поддерживает частично, сообщали в пресс-службе регулятора. Минэкономразвития предложило давать бизнесу 30-дневную отсрочку для зачислений валютной выручки на счета в российских банках, а предельный штраф за нерепатриацию средств снизить до 5% от суммы с сегодняшних 100%.
Помимо этого министерство хочет отменить штрафы за задержку отчетности о валютных операциях по экспортным сделкам (сейчас – до 600 000 руб.) и уголовное наказание за уклонение от возврата выручки в иностранной валюте.
В перспективе Минэкономразвития предлагает перейти от сквозного контроля всех валютных операций к проверке только тех компаний, которые вызывают сомнения у банков и налоговых органов. В Госдуме уже находится правительственный законопроект о снижении штрафов за нерепатриацию валютной выручки и 30-дневной отсрочке.
Минфин уже несколько лет говорит о необходимости смягчения валютного контроля. Летом ведомство предложило снизить штрафы для тех компаний, кто не вернул выручку вовремя. А в сентябре Минфин предложил предоставлять льготы экспортерам, которые заключают контракты в рублях.
«Мы предлагаем льготы экспортерам за экспорт за рубли. Во-первых, послабление в части репатриации валютной выручки, во-вторых, послабления в части мер других валютного контроля.
Также рассматриваются налоговые меры, такие как ускоренный возврат НДС», – говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.
В июле был принят закон об отмене штрафов за нерепатриацию выручки для компаний-экспортеров, которые попали под санкции. В октябре Минфин опубликовал очередной законопроект, который расширяет льготное валютное регулирование и на «дочки» санкционных компаний.
Согласно поправкам, такие компании смогут не возвращать на свои счета в уполномоченных банках валюту или рубли по внешнеторговым контрактам, а также не репатриировать в Россию средства, уплаченные нерезидентами за не ввезенные в Россию товары и невыполненные услуги.
Силуанов ранее называл действующие требования о репатриации валютной выручки экспортерами устаревшими, а штрафы – драконовскими. ЦБ подчеркивал, что рассматривает предложения Минфина о либерализации валютного контроля, однако не готов пойти на полную отмену регулирования.
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/10/23/784453-repatriatsiyu-valyutnoi-viruchki
Нарушения валютного законодательства: как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?
Привлечение участника ВЭД к административной ответственности за правонарушения в сфере валютного законодательства – достаточно распространенная проблема, с которой обращаются к нашим юристам.
В большинстве случае речь идет о возбуждении дел об административных правонарушениях по частям 4, 5, 6 статьи 15.25 КоАП РФ:
- нарушение сроков получения валютной выручки;
- нарушение сроков возврата денежных средств (репатриации валютной выручки) в случае непоставки товара;
- нарушение сроков предоставления в банк подтверждающих документов.
За допущенные правонарушения законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Ответственность за нарушение валютного законодательства
Ключевыми актами, регулирующими валютное законодательство, являются Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также соответствующие Письма ЦБ РФ.
Действующее валютное регулирование не просто имеет недостатки, по сути, оно зачастую не отвечает современным реалиям ведения бизнеса. Этот факт признают как предприниматели, так и регуляторы.
В связи с чем в последнее время идет активная работа по внесению изменений в валютное законодательство.
На данный момент законодателем установлена административная и уголовная ответственность за нарушения требований валютного контроля.
Административная ответственность за валютные правонарушения
Административная ответственность определена ст. 15.25 КоАП РФ. Основной мерой наказания за совершенные нарушения в сфере валютного контроля предусмотрен штраф. В настоящее время идет активная работа по либерализации валютного контроля.
В частности, проектом нового КоАП РФ помимо значительного сокращения штрафов за валютные правонарушения предусмотрена фактическое снятие ответственности за отдельные нарушения.
Например, предусмотрен минимальный порог – сумма 200 тысяч рублей, при невозврате (не репатриации) которой у резидента будет отсутствовать ответственность.
Штрафы за нарушение валютного законодательства
Действующим законодательством предусмотрены следующие штрафы для юридических лиц за правонарушения в сфере валютного контроля:
- При неисполнении обязанности по поступлению денежных средств в рамках исполнения внешнеторгового контракта в установленный срок – ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф в размере от 75% до 100% от суммы непоступивших денежных средств;
- При нарушении сроков репатриации валютной выручки (обязанности по возврату денежных средств в случае непоставки товара) – ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф от 75% до 100% от суммы невозвращенной оплаты;
- При неисполнении обязанности по представлению подтверждающих банковских документов, отчетности – ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ – от 40 до 50 тысяч рублей
В настоящее время широко обсуждаются поправки в КоАП РФ, согласно которым размер штрафа, например, за не репатриацию денежных средств будет снижен с нынешних 75%-100% до 5%-30% для валютных контрактов и 3%-10% — для рублевых.
Вместе с сокращением размера штрафа предусмотрены и другие послабления, такие как введение 30-дневного периода для зачисления средств после истечения срока действия контракта, 90-дневного моратория за непредоставление отчетности о валютных операциях и прочее.
В основном либерализация направлена на поддержку экспортных контрактов, однако и импортеры должны получить значительные послабления.
Однако, данные поправки в КоАП, в том числе и за административные таможенные правонарушения, пока находятся в стадии обсуждения и согласования.
Уголовная ответственность за валютные нарушения
На данный момент в уголовном кодексе РФ предусмотрена одна статья, устанавливающая ответственность за валютные нарушения – ст. 193 УК РФ.
В ней речь идет о неисполнении обязанности резидента по возврату денежных средств (репатриации), пороговой суммой привлечения к уголовной ответственности является крупный размер — сумма от 9 миллионов рублей, непоступивших или невозвращенных на банковский счёт, особо крупный – от 45 миллионов рублей. На текущий момент идет дискуссия об упразднении ст. 193 УК РФ, при этом её состав будет отнесен к квалифицирующим признакам преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 159, 171, 174, 196 УК РФ.
Как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?
Возможность избежать штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ есть, при этом универсального порядка действий для достижения данной цели не существует, поскольку формальное привлечение к административной ответственности за валютные правонарушения без штрафа главным образом зависит не от действий резидента после нарушения сроков валютного контроля, а ДО такового.
Залог освобождения от штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ – в содержании внешнеторгового контракта. В частности, наши юристы уже давали общие рекомендации, как составить импортный контракт, с тем чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности за правонарушения в сфере валютного законодательства.
Для контролирующих органов при определении вины в составе административного правонарушения ключевым фактором является какие действия участник ВЭД мог предпринять на стадии предконтрактной подготовки, исполнения контракта, для предупреждения риска нарушения сроков валютного контроля и какие действия он фактически предпринял после нарушения сроков?
Если резидент не прописал во внешнеторговом контракте четкие сроки поставки товара, отправления и зачисления денежных средств, ответственность сторон за нарушение сроков, компенсационные меры за нарушение своих обязательств по соблюдении сроков, срок возврата денежных средств при непоставке товара (репатриацию валюты) и прочее, то говорить об освобождении от штрафа по 15.25 КоАП РФ не приходится.
Зачастую единственным шансом на отсутствие штрафа является заключение грамотного дополнительного соглашения к внешнеторговому контракту, в рамках которого фиксируется не только изменение сроков (если такое ещё возможно), но и прописываются необходимые положения, которые позволят подтвердить регуляторам, что участник внешнеторговой сделки добросовестно предпринял все возможные и достаточные меры для устранения рисков нарушения сроков валютного контроля.
Рекомендации по снижению рисков
Минимизировать риски привлечения к ответственности за валютные правонарушения можно за счёт грамотной работы на этапе ДО нарушения сроков валютного контроля, например, при пропуске срока возврата авансового платежа в случае непоставки товара.
Юристы нашей компании рекомендуют предпринять следующий комплекс мер:
- Проявить осмотрительность при выборе иностранного контрагента и сохранить доказательства предпринятых вами мер по проверке его благонадежности до заключения внешнеторгового контракта. Ранее мы писали о том, как проверить поставщика из Китая.
- Прописать во внешнеторговом контракте сроки не только сроки, например, возврата авансового платежа при непоставке товара, но и сроки отправления и сроки получения денежных средств, предусмотрев при этом временной период на техническое проведение межбанковских операций.
- При составлении внешнеторгового контракта необходимо прописать не только санкции за нарушение срока исполнения обязательств, но и предусмотреть компенсацию возможных издержек.
- При определении применимого права и арбитража для урегулирования возможных споров по внешнеторговому контракту учитывать реальную возможность и соответствующие расходы на ведение такого судебного процесса.
- В ходе исполнения внешнеторгового контракта письменно уведомлять сторону о приближающихся сроках исполнения обязательств и сохранять соответствующие уведомления.
- В случае фактического нарушения сроков инициировать и активно вести претензионную и/или судебную работу в отношении контрагента.
Данные рекомендации являются действенными как для снижения рисков привлечения к ответственности за валютные нарушения, так и для освобождения от штрафа при формальном привлечении к административной ответственности.
Источник: https://xn--80aeai2cdh2i.xn--p1ai/articles/narusheniya-valyutnogo-zakonodatelstva-kak-izbezhat-shtrafa-po-15-25-koap-rf/
Репатриация валютной выручки — обязательность возврата
- Репатриация в валютном законодательстве
- Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов
- Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению
- Когда возврат валютной выручки не обязателен
- Штраф за нарушение требований валютного законодательства
- Вина в невозврате денег в РФ
- Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки
Репатриация в валютном законодательстве
Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).
Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).
Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:
- Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
- Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.
- Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.
При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).
Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов
До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части).
Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли.
Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.
Источник: https://rusjurist.ru/valyutnoe_regulirovanie/repatriaciya_valyutnoj_vyruchki_obyazatelnost_vozvrata/
Требование о репатриации валюты — Право на vc.ru
При осуществлении внешнеэкономической деятельности, валютные резиденты РФ обязаны соблюдать требование валютного законодательства о репатриации валюты.
Это требование существует для недопущения незаконного вывода денежных средств за рубеж. Это требование применимо к заключенным внешнеторговым контрактам и договорам займа.
Репатриация предусмотрена в отношении как иностранной, так и российской валюты.
Так, валютные резиденты РФ обязаны:
- Получить от нерезидентов на свои счета в российских банках деньги, причитающиеся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
- Возвратить в РФ деньги, уплаченные нерезидентам за неввезенные в РФ или неполученные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
- Получить от нерезидентов на свои счета в российских банках денежные средства, причитающиеся по договору займа.
Но есть несколько исключений, когда резидент может не зачислять на свой счет в уполномоченном банке такие деньги. Об этом чуть ниже.
Срок исполнения обязанности по репатриации зависит от срока, который установлен во внешнеторговом контракте или договоре займа.
Формально требование репатриации не позволяет компаниям прекращать обязательства по внешнеэкономическим контрактам с нерезидентами путем зачета, прощения долга или новации.
Это значит, что если иностранная компания А должна денег российской компании Б по договору № 1, а при этом российская компания Б должна денег иностранной компании А по договору № 2, то зачесть взаимные требования нельзя и компаниям придется совершить две самостоятельные расчетные операции по договору № 1 и по договору № 2.
До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся за счет паспорта сделки. С 1 марта 2018 года вступила в силу новая Инструкция Банка России 181-И, устраняющая требование по его заполнению. Теперь вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учет.
Важно помнить, что ограничения распространяются и на договоры займа, которые на практике заключаются большим количеством российских компаний, не только осуществляющим внешнеторговую деятельность.
Сегодня отечественные экспортеры не могут использовать электронные денежные средства для трансграничных операций в сегменте B2B. Аналогичные ограничения действуют и внутри страны.
Требования валютного законодательства делают невозможным обращение к электронным денежным средствам для расчетов в рамках трансграничных коммерческих отношений, т. к.
репатриация прямо предусматривает необходимость возврата выручки по внешнеторговым контрактам на счета российских резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей именно в уполномоченных банках.
Для исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
За невыполнение резидентом требования о репатриации налагается штраф.
Исключения
В законодательстве предусмотрены исключения, при которых валютный резидент РФ вправе не возвращать/возвращать не в полном объеме деньги предоставленные нерезиденту по договору займа. Это:
- Финансирование геологического изучения, разведки или добычи полезных ископаемых при определенных условиях, если возврат зависит от прибыли или объемов добычи.
- Зачет встречных однородных требований по договорам займа между нерезидентном и валютным резидентом РФ, если встречное требование — это обязанность валютного резидента РФ вернуть заем, который был предоставлен нерезидентом, но только на российский счет резидента. В качестве встречного требования нерезидента, допустимого к зачету, закон допускает только требование к российской компании по возврату займа. То есть, если встречным обязательством валютного резидента РФ, например, является обязанность по оплате товара или услуг, оплате акций или взносу в уставный капитал, то зачет производить нельзя.
- Финансирование инвестиционной и инновационной деятельности нерезидента в случае, если происходит невозврат денег в сумме вклада валютного резидента РФ в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае банкротства нерезидента. Это исключение распространяется только на определенную категорию российских резидентов — на российские компании, включенные в специальный перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в установленных законом формах, и их связанных лиц.
Другие мои статьи на схожие темы:
Моя электронная почта: dulkarnaev@mail.ru
Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Написать
Источник: https://vc.ru/legal/63791-trebovanie-o-repatriacii-valyuty