Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?

Выездные проверки наводят ужас абсолютно на всех налогоплательщиков. Однако о камеральных проверках, с которыми сталкиваются абсолютно все компании и предприниматели и гораздо чаще, большинство руководителей компаний и собственников бизнеса знают лишь понаслышке.

Между тем от того, насколько качественно компания подготовилась к проверке, зависит ее финансовое благополучие и отсутствие необходимости вести оправдательную переписку с ИФНС, давать пояснения на налоговых комиссиях и сдавать уточненные декларации после акта камеральной проверки.

В данной публикации мы расскажем все о камеральной налоговой проверке.

Общая информация о камеральной проверке

Вы сдали в инспекцию налоговую декларацию – все, камералка началась.

Камеральная проверка – что это?

Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и других документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются в распоряжении ИФНС.

Другими словами, камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности компаний, ИП и физлиц. Камералка начинается сразу после того, как организация, предприниматель или физлицо представили в ИФНС налоговую декларацию.

Камеральная проверка ИП и компании проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

В отличие от выездной налоговой проверки, для «камералки» не требуется какого-либо решения руководителя ИФНС. Проверка начинается по факту сдачи налоговой декларации. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику также не направляется.

Периодичность камеральных проверок зависит от частоты сдачи отчетности.

Важно!

Для каждого налога Налоговым кодексом установлены свои сроки сдачи отчетности. При задержке подачи декларации на камеральную проверку на 10 дней и более налоговая инспекция вправе заблокировать компании банковские счета. ИФНС снимет блокировку только на следующий день после предоставления налоговой отчетности.

  • «Блокировка счета: причины, последствия и руководство к действию»
  • Диаграмма 1
  • Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?
  • Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов

Где проходит проверка

Камералка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Такие проверки проводит отдел камеральных проверок в ИФНС.

Этапы камеральных проверок

Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?

Основные этапы камеральной проверки следующие:

  1. Проверка правильности исчисления налоговой базы. На этом этапе проводится анализ, который включает в себя:
    • проверку логической связи между отдельными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
    • проверку сопоставимости данных декларации с аналогичными показателями предыдущего периода;
    • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
    • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в ИФНС данным о финансово-хозяйственной деятельности компании.
  2. Проверка правильности арифметического подсчета данных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой.
  3. Проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов.
  4. Проверка правильности примененных ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.
  1. Диаграмма 2
  2. Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?
  3. Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов

Как проходит камеральная проверка, правила и порядок

Регламент проведения камеральной проверки подробно прописан в статье 88 Налогового кодекса РФ.

Ход камеральной проверки можно коротко описать следующим образом.

  1. Налогоплательщик (компания или ИП) сдает декларацию.
  2. Данные сданного отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС.
  3. Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – для каждого налога они свои.
  4. Показатели текущего периода анализируются в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.
  5. Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.
  6. Если после вышеназванных действий налоговики не выявили ошибок. Противоречий или нарушений – у инспекции нет оснований для проведения углубленной камеральной проверки. На этом «камералка» успешно заканчивается.
  7. Если в декларации по тому или иному налогу выявлены противоречия, ошибки, нарушения – высылают требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.

В отличие от выездных налоговых проверок, на камеральных проверках инспекторы ограничены в своих правах по истребованию документов и запросу пояснений.

Инспекторы вправе требовать документы и пояснения не на каждой камеральной проверке, а только в определенных случаях.

  1. Ошибки и противоречия в декларациях Инспекторы вправе запрашивать пояснения, если найдут ошибки или противоречия в отчетности. В случае выявления технической (счетной) ошибки либо явных несоответствий финансовых показателей в декларации налоговики потребуют предоставить пояснения либо корректировку (сдать уточненную налоговую декларацию). Зачастую расхождения вполне закономерны, но проверяющие все равно просят их пояснить. Например, при выявлении расхождения выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС, инспекторы просят его пояснить. Вместе с тем, расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются. В данном случае вправе требовать только пояснения. Представление каких-то дополнительных документов – по желанию компании.

    Диаграмма 3

    Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности? Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов

  2. Подача уточненной декларации Если подается «уточненка», в которой увеличена сумма убытка либо уменьшен налог к уплате, – налоговики вправе требовать «первичку», счета-фактуры, регистры налогового учета и др.
  3. Льготы в налоговых декларациях Если компания воспользовалась какими-либо льготами, то налоговики вправе запросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу.
  4. Декларация по прибыли с убытком В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль ИФНС вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.
  5. Возмещение НДС В ходе камералки по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, как правило, документы запрашивают всегда, а не только когда есть противоречия и расхождения.

Требование о представлении документов на камеральной проверке по НДС

Важно!

Подробнее о ситуациях, когда на камеральной проверке ИФНС вправе затребовать пояснения, читайте в публикации нашего блога «Какие документы вправе затребовать инспекция на камералке».

Какие пояснения требуют инспекторы на камеральных проверках

Когда инспекторы просят пояснения Что делать компании
Нестыковки Расхождение выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС Расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются.Компания сама вправе решать, отвечать на запрос или отказать.
Не стыкуются данные в декларациях по НДС поставщика и покупателя. На требование ИФНС надо сдать пояснения или уточненную декларацию. Иначе инспекторы оштрафуют на 5 тыс. (а то и 20 тыс. рублей) по статье 129.1 Налогового кодекса.
Льготы Инспекторы запрашивают документы, если компания использует льготы. Например, по налогу на имущество. Тогда инспекторы требуют акты приема-передачи, накладные на покупку льготных основных средств. Представить документы или пояснения. Если ИФНС запросила документы – на ответ дается 10 рабочих дней. Если пояснения – представить их в ИФНС надо в течение 5 рабочих дней.
Динамика расходов У проверяющих возникнут вопросы, если расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы заподозрят компанию в завышении расходов и попросят предоставить расчет затрат на материалы по каждому товару. Делать такие расчеты компания не обязана, но если не выполнить просьбу ИФНС, директора /company/blog/vyzvali-na-nalogovuyu-komissiyu-5200/компании могут пригласить для дачи пояснений в налоговую. Подробнее о налоговых комиссиях читайте в публикации блога 1С-WiseAdvice «Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?».

Итак, если во время камеральной проверки ИФНС находит в сданной декларации ошибки, расхождения либо несоответствие сведений, она сообщает об этом компании или ИП и присылает требование представить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию (т.е. представить уточненную декларацию по тому или иному налогу).

Пояснения можно представить в письменном виде лично, по почте либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

Срок на дачу пояснений – 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений. На представление документов отводится 10 рабочих дней.

Важно!

С января 2017 г. представлять пояснения для камеральной проверки по НДС нужно будет только в электронном виде по ТКС по установленному ФНС формату.

Бумажные будут считаться несданными, а значит, наступит ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Сумма штрафа – 5 тыс. руб. за первичный проступок и 20 тыс. – за повторный. Таковы положения п. 3 ст. 88 и п.

1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.

В любом случае, если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, речь идет уже об углубленной камеральной проверке. Процедура такой проверки зависит от ее оснований.

  • Во время углубленной камеральной проверки налоговики изучают и оценивают представленные документы и пояснения, а также проводят дополнительные мероприятия налогового контроля.
  • Диаграмма 4
  • Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?
  • Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов

Какие контрольные мероприятия проводит ИФНС на камеральной проверке

Во время камеральной налоговой проверки инспекторы вправе проводить следующие мероприятия:

Мероприятие налогового контроля Ссылка на Налоговый кодекс
Вызов в ИФНС для дачи поясненийВ ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется уведомление о вызове для дачи пояснений. В нем подробно указывается цель вызова организации. Вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи. Статья 31
  1. Требование дачи пояснений
  2. В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется требование о даче необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений
п. 3 статьи 88
Истребование документов у проверяемой компанииЧтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Запрашивать документы по телефону ИФНС не вправе. В требовании о представлении документов должно быть указано:

  • в соответствии с какой статьей ИФНС требует документы;
  • в какой срок они должны быть представлены;
  • наименование и реквизиты документов, а также период, к которому они относятся;
  • полное и сокращенное наименование проверяемой компании, ее ИНН, КПП;
  • конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого ИФНС требует документы (например, камеральная проверка по НДС за II квартал 2017 года).

Образец требования можно скачать в тексте статьи (под таблицей).

Статья 93
  • Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц
  • В рамках камеральной проверки ИФНС вправе запросить документы или информацию о проверяемой компании у контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков).
Статья 93.1
Допрос свидетелейНалоговое законодательство не содержит запрета на проведение допросов свидетелей в рамках камеральных проверок. Протоколы допросов свидетелей ИФНС вправе использовать в качестве доказательств при принятии решения по итогам камеральной проверки. Статья 90
Проведение экспертизыИнспекция вправе назначить проведение экспертизы в рамках камеральной проверки. Например, почерковедческую экспертизу подписей счетов-фактур, которые затребованы в ходе камеральной проверки. Статья 95
Привлечение специалиста, переводчикаНК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста или переводчика для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью привлечения специалиста. Допускается лишь в той мере, в какой не хватает навыков, знаний и умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль. Статьи 96, cтатья 97
  1. Осмотр документов и предметов
  2. В ходе камеральной проверки ИФНС осматривать помещения организации:
  • если организация подала декларацию по НДС с возмещением;
  • если в декларациях по НДС компании и ее контрагента ИФНС обнаружила расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении вычета.

Кроме того, имеются судебные решения, которые подтверждают проведением осмотров на камеральных проверках по другим налогам.

Статья 91, статья 92

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камерная проверка в налоговой проводится в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации в ИФНС. При этом ИФНС может завершить камеральную проверку раньше, чем истекут отведенные на это три месяца, если успеет провести полный комплекс требуемых мероприятий налогового контроля (письмо ФНС от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24606).

В то же время в ходе камеральной проверки инспекторы могут начать проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, а это еще один месяц. Порядок назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен п. 6 ст. 101 НК РФ.

Конечно, инспекторам нельзя выходить за 3 месяца, но бывает, что ИФНС допускает нарушение сроков. Это по факту ничем не грозит, т.е. если решение по камеральной проверке вынесено за сроками проверки, то это не будет являться основанием для его отмены.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/vse-o-kameralnoy-nalogovoy-proverke-kak-ona-prokhodit-i-chem-zakanchivaetsya/

Камеральная проверка 3-НДФЛ: сроки, статус, результат

Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?

После предоставления декларации физ. лицами или ИП в ФНС начинается камеральная проверка достоверности указанных сведений. В отличие от выездной проверки камеральная проводится на территории налогового органа. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии со ст. 88 НК РФ.

Особенности проведения

Проверочные мероприятия начинаются с момента поступления 3‑НДФЛ в ФНС, без дополнительного уведомления лица, направившего декларацию. Инспектору для проведения контрольных мероприятий не нужно дополнительное указание или распоряжение вышестоящего руководства.

В целях защиты прав налогоплательщиков при проведении проверки у инспектора существует ряд ограничений:

  • контрольные мероприятия проводятся только за тот период, за который направлена декларация, то есть за 1 календарный год;
  • должностное лицо не вправе инициировать повторную проверку или анализировать дополнительные документы, не относящиеся к декларации;
  • проверяющий не может запрашивать у физ. лица иные документы, не входящие в перечень обязательных для подачи декларации.

При нарушении указанных ограничений проверка будет прекращена, а ее результаты аннулированы.

Как проходит проверка

Проведение контрольных мероприятий состоит из следующих этапов:

  1. Сдача декларации налогоплательщиком.
  2. Регистрация отчета в ФНС.
  3. Проверка правильности заполнения.
  4. Анализ приложенных документов.
  5. Оформление результатов.

В первую очередь при проведении контрольных мероприятий в отношении полноты и правильности заполнения 3‑НДФЛ сверяются контрольные соотношения. Сверка проводится в автоматическом режиме. Анализ контрольных соотношений проводится в соответствии с Письмом ФНС России от 20.12.2018 № БС-4-11/24887@.

Декларация сверяется со справкой 2‑НДФЛ, представленной налоговым агентом. Расхождения в показателях могут возникнуть как по вине лица, заполнившего 3‑НДФЛ, так и по вине работодателя, направившего в ФНС неверные сведения о доходах налогоплательщика или исчисленном налоге.

Далее инспектор смотрит на правомерность примененных в декларации ставок, льгот и вычетов, которые зависят от статуса налогоплательщика. Например, для резидентов РФ ставка НДФЛ составляет 13%, а для нерезидентов – 30%.

При анализе приложенных документов инспектор проверяет их правильность составления, достоверность, наличие всех бланков, необходимых для подтверждения прав на вычет или льготу.

В процессе проверки инспектор может запрашивать документы, подтверждающие сведения, указанные в 3‑НДФЛ, у других организаций.

Например, налогоплательщик отчитался в полученном доходе с продажи машины. ФНС может запросить сведения из ГИБДД о снятии авто с регистрационного учета. Это подтвердит факт заключения сделки купли-продажи.

Узнать ход проверки налогоплательщик может в отделении ФНС или по звонку в инспекцию. По телефону можно получить информацию о наличии ошибок в документах или возникновении иных сложностей, связанных с контролем над доходами. К иным сложностям относится, например, возбуждение встречного контроля в отношении работодателя, передавшего в ФНС неверные сведения о заработной плате физ. лица.

Декларация онлайн

Для удобства взаимодействия контролирующего органа с налогоплательщиками был разработан личный кабинет, который можно создать на сайте nalog.ru. В нем физ. лицо может направлять документы в ФНС, оплачивать начисленные налоги, отслеживать статус камеральной проверки и знакомиться с ее результатами.

3‑НДФЛ может иметь следующие статусы:

  • начата – свидетельствует о получении налоговым органом документации;
  • в процессе – это означает, что в текущее время инспектор проверяет сведения;
  • завершена – контрольные мероприятия окончены.

При статусе «в процессе» на экране отображается степень завершения рассмотрения 3‑НДФЛ, выраженная в процентах. Этот показатель не столько отражает реальное состояние, сколько отображает объем времени, оставшегося до окончания контрольных мероприятий.

По окончании проверочных действий в личном кабинете будет сформирована квитанция для уплаты НДФЛ или заявление на возврат налога. Оплатить или возместить НДФЛ можно также онлайн.

Сроки

Отчет срока проведения проверки начинается с даты регистрации декларации в налоговом органе. Это следует учитывать при отправлении документации заказным письмом. Контрольные мероприятия длятся не более 3‑х календарных месяцев.

Если в ходе рассмотрения документов были выявлены нарушения или неточности в представленных сведениях, то инспектор вправе затребовать у физ. лица пояснения. Налогоплательщик должен представить письменные разъяснения в течение 5 рабочих дней или направить в ФНС уточняющую декларацию.

Ускорить процесс проведения контрольных мероприятий налогоплательщик не может. Но, в случае малой загруженности отделения ФНС, проверка может завершиться раньше установленного срока.

Результат контрольных мероприятий

Порядок и сроки оформления результатов регламентируются ст. 100 НК РФ. Итоги проведенного рассмотрения декларации в первую очередь зависят от целей, для которых декларация направлялась в ФНС. Если налогоплательщик направил 3‑НДФЛ для возмещения излишне уплаченного налога, то результат камеральной проверки будет оформлен в виде решения о возмещении НДФЛ или об отказе в возврате.

При принятии решения о возмещении налогового сбора деньги будут перечислены на счет налогоплательщика, указанный в заявлении, в течение месяца, с момента поступления заявления. При нарушении срока возмещения в пользу физ. лица будут начислены пени, за каждый день просрочки.

Если декларация направлялась для уплаты налога от полученных доходов, то налогоплательщик получает квитанцию для оплаты НДФЛ. При выявлении нарушений законодательства ФНС составляет акт в течение 10 дней с момента окончания проверочных действий. Информация о выявленных недочетах направляется в адрес физ. лица в течение 5 дней с момента подписания акта.

Обжаловать результат

Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?

Если инспектор оставит свое решение без изменения, то физ. лицо вправе подать жалобу в Управление налоговой службы России, а также обжаловать действия специалиста в суде.

Контроль проводится в отношении каждой декларации, предоставленной налогоплательщиком. Срок проведения – 3 месяца. Данный период нельзя увеличить или продлить без законных оснований. Если в ходе контрольных мероприятий не выявлено нарушений, то налоговая не обязана уведомлять физ. лицо об окончании проверки. При выявлении недочетов в адрес гражданина направляется акт.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?

Источник: https://walaw.ru/nalogi/kameralnaya-proverka

Ошибки, выявленные при камеральной проверке

25.07.2018 Проверка налоговой декларации: камеральная и аудиторская, порядок проведения и акт, выявление недостатков и ошибок в представленных налогоплательщиком данных, предоставление пояснений о расхождениях, а также как узнать статус отчетности?

При сдаче декларации в ФНС,инспектор просто принимает ее — на декларации ставится штамп, что ее приняли и срок сдачи не нарушен. Инспектор не проверяет полученные декларации, этим занимается отдел камеральных проверок. Когда к ним попадают декларации,они начинает проверять:

●     Правильно ли вы заполнили декларацию

●     Правильно ли поставили ставки налога

●     Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее

Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.

Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.

Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой.

Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки.

Нарушения устанавливаются различные:

●     простые арифметические ошибки;

●     несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

●     нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

●     предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

●     занижение выручки;

●     завышение расходов;

●     отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности.

Такая невнимательность может дорого обойтись для организации.

Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

Источник: https://xn--80abgj3a5ames.xn--p1ai/articles/nalogi/oshibki-vyyavlennye-pri-kameralnoy-proverke/

Камеральная проверка: развитие событий

В статье представлены разъяснения официальных органов по порядку проведения камеральной проверки, даны советы и рекомендации налогоплательщикам, позволяющие быстро сориентироваться и принять взвешенное решение по результатам проведения камеральной проверки.

Введение

Камеральная проверка является формой текущего контроля. В процессе проверки налоговики определяют, как соблюдается налоговое законодательство, правильно ли применяются льготы по налогам и сборам.

Камеральная проверка начинается сразу после того, как в налоговую инспекцию представлена декларация или расчет (отчетность). Чтобы начать проверку, не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).

Следовательно, налоговики могут провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета).

Так, на первоначальном этапе налоговые инспекторы проверяют, насколько правильно заполнена декларация (расчет), как взаимоувязаны показатели представленной отчетности с показателями:

  • • налоговых деклараций и расчетов по проверяемому налогу за предыдущие налоговые (отчетные) периоды;
  • • налоговых деклараций и расчетов по другим налогам;
  • • бухгалтерской отчетности;
  • • иных документов, которые есть в распоряжении налогового органа.

Однако так называемой углубленной проверке с запросом пояснений, истребованием дополнительных документов подвергаются далеко не все декларации.

Зачастую на практике налоговики ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (пп. 1, 3 ст. 88 НК РФ).

Контрольные соотношения — это по существу формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации (расчета) относительно других показателей отчетности (проверяются автоматически с помощью компьютерной программы).

Рекомендация: не стоит недооценивать значение камеральной проверки, поскольку данные этой проверки во многом определяют план выездных налоговых проверок.

Порядок проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Она проводится по месту нахождения ИФНС на основе представленной налогоплательщиком декларации и иных документов о его деятельности, имеющихся в распоряжении налоговиков. Свои рекомендации по порядку проведения камеральной проверки эксперты ФНС России привели в письме от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Так, декларации и расчеты налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию по месту своего учета. Состоять на налоговом учете налогоплательщик может как по месту нахождения организации и обособленных подразделений (для ИП — по месту жительства), так и по месту нахождения принадлежащих налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст.

83 НК РФ). Например, плательщики налога на имущество организаций представляют декларации по месту нахождения недвижимости, даже если она находится вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ). Камеральная проверка в таком случае будет проводиться по месту нахождения недвижимости.

Поскольку камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который налогоплательщик представил декларацию или расчет (отчетность), то налоговые инспекторы при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика (п. 1 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем это не означает, что они не вправе (если это потребуется) обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Источник: https://www.profiz.ru/peo/3_2015/kameralnaja_proverka/

2.2 Методика проведения камеральной проверки налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками

Сроки проведения
камеральной налоговой проверки. Этапы
проведения камеральной налоговой
проверки. Полнота и своевременность
представления отчетности.

Ответственность
за несвоевременное представление или
непредставление налоговой отчетности.
Истребование дополнительных сведений,
объяснений и документов в ходе камеральной
проверки. Проведение углубленной
проверки и экономического анализа.

Использование автоматизированных
систем при проведении камеральных
проверок.

Налоговые органы
обязаны обеспечивать полноту охвата
камеральными проверками всей налоговой
отчетности в отношении всех организаций.

Камеральные проверки проводятся без
выхода на предприятие, при этом сама
проверка скрыта от глаз проверяемого
и проходит в недрах налоговой инспекции.

Особенностью камеральной проверки
является то, что инспекторы проверяют
именно те бумаги, которые представила
сама фирма.

Основной
целью камеральной проверки является
выявление ошибок, допущенных при
заполнении налоговой декларации.

Камеральная
проверка проводится уполномоченными
должностными лицами налогового органа
без какого-либо специального решения
руководителя налогового органа в течении
3 месяцев (рабочих дней) со дня представления
налогоплательщиком налоговой отчетности,
если законодательством не предусмотрены
иные сроки.

Началом
камеральной проверки можно считать сам
факт представления отчетности в налоговую
инспекцию. Поэтому если, например, фирма
сдала в налоговую декларацию по НДС, то
дата подачи декларации будет являться
днем начала ее камеральной проверки.

С
этого дня начинает отсчитываться срок,
предусмотренный законом на подобную
проверку.

По истечении
шести дней после установленного
законодательством срока представления
налоговой отчетности отдел камеральных
проверок осуществляет сверку списка
состоящих на учете налогоплательщиков
с данными об их фактическом представлении.
По результатам сверки налогоплательщики,
не представившие отчетность вызываются
на основании письменного уведомления
в налоговый орган для дачи пояснений.

  • По истечении
    двух недель после установленного срока
    представления деклараций к указанным
    налогоплательщикам принимается следующая
    мера – в течение трех рабочих дней
    принимается решение о приостановлении
    операций по счетам налогоплательщика
    в банке, о чем сообщается в обслуживающий
    банк с одновременным уведомлением
    налогоплательщика.
  • После предоставления
    налоговой декларации принимается
    решение об отмене предыдущего решения.
  • Если налогоплательщик
    все же не представил налоговую отчетность,
    отдел камеральных проверок подготавливает
    заключение о необходимости проведения
    выездной налоговой проверки.

По налогоплательщикам,
не представившим налоговую отчетность в установленные законодательством
сроки отдел камеральных проверок
составляет протокол об административном
правонарушении и вызывает на основании
письменного уведомления в налоговый
орган лицо, в отношении которого
возбуждено дело об административном
правонарушении, для ознакомления с
протоколом. Протокол подписывается
должностным лицом его составившим,
копия протокола вручается представителю
юридического лица. Протокол об
административном правонарушении не
позднее следующего дня после его
составления по реестру передается в
юридический отдел для обеспечения
производства по делам об административных
нарушениях.

Представленная
плательщиками налоговая и бухгалтерская
отчетность подлежит камеральной
проверке. Причем проверке подлежат все
поступившие декларации. Порядок проверки
зависит от формы представления отчетности
– на бумажных, магнитных носителях или
по электронной почте (см. рисунок 12).

Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Налоговая отчетность на бумажных носителях Налоговая отчетность на магнитных носителях (с подтверждением на бумажных носителях) Налоговая отчетность, переданная по коммуникативным каналам связи
Проверка проводится инспектором Проверка проводится с применением программы по налогообложению юридических лиц Проверка проводится автоматизировано с применением программы «Электронная обработка данных»
Проверка своевременности представления налоговой отчетности
Проверка правильности исчисления налоговой базы

Рисунок 12 —
Основные этапы камеральной проверки

В ходе визуальной
проверки проверяется правильность и
полнота заполнения всех обязательных
реквизитов (наименование, идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН), код
причины постановки на учет, подпись
руководителя, печать и т.д.) представленных
документов.

Проверка
своевременности представления налоговой
отчетности проводится по штампу (отметке)
на декларации.

Инспектор
сверяет дату представления отчетности
с установленным сроком представления
деклараций.

За
непредставление или несвоевременное
представление деклараций согласно ст.
119 Налогового кодекса предусмотрен
штраф в размере 5 % от суммы налога за
каждый полный или неполный месяц со
дня, установленного для его представления,
но не более 30 % и не менее 1000 рублей.

Рассмотрим
пример:

Три организации
представили декларации по налогу на
добавленную стоимость на сумму 10000 руб.
за январь 200.. года (срок – 20 февраля
200.. г.) в следующие сроки:

Предприятие
А – 22 февраля 200.. года.

Предприятие
Б – 10 апреля 200.. года.

Предприятие
В – 25 августа 200.. года.

Согласно
статье 119 Налогового кодекса к данным
предприятиям могут быть применены
следующие санкции:

Предприятие
А – несвоевременное представление
декларации на 2 дня. Сумма штрафа = 10000
х 5 % / 100 % = 500 руб. (ст. 119)

Предприятие
Б – несвоевременное представление
декларации на 50 дней (февраль – 9 дней,
март – 31 день, апрель – 10 дней, т.е. два
неполных и один полный месяц). Сумма
штрафа = 10000 х 5 % / 100 % х 3 мес. = 1500 руб.
(ст.119)

Предприятие
В – несвоевременное представление
декларации на 187 дней (февраль – 9 дней,
март – 31 день, апрель – 30 дней, май – 31
день, июнь — 30 дней, июль – 31 день, август
– 25 дней). За семь месяцев – 35 %. Но
согласно ст.119 сумма штрафа = 1000 рублей

Проверка
обоснованности применения ставок налога
и льгот производится в соответствии с
налоговым законодательством. Самым
сложным этапом камеральной проверки
является проверка правильности исчисления
налоговой базы, т.к. при проверке
отсутствуют первичные документы. Поэтому
проверка в основном проводится с
применением аналитических методов.

В ходе камеральной
проверки необходимо сопоставить отчетные
показатели налоговой декларации текущего
периода с аналогичными показателями
налоговой декларации предыдущего
отчетного (налогового) периода.

Необходимо
сверить показатели проверяемой декларации
с показателями деклараций по другим
видам налогов и бухгалтерской отчетностью,
т.е.

проводится взаимоувязка показателей
форм отчетности по разработанным схемам
контрольных соотношений.

  1. Необходимо
    проанализировать имеющуюся в налоговом
    органе информацию о налогоплательщике,
    сверить и оценить достоверность
    показателей налоговой отчетности.
  2. Например:
  3. — в рекламном
    объявлении сказано, что организация
    реализует через собственный магазин
    товар, а в декларации о розничной торговле
    сведений нет;
  4. — организация
    сообщает, что деятельностью не занимается,
    производство не ведется. Однако в
    налоговый орган поступили сведения,
    что организация потребляет электроэнергию
    в прежних объемах;

— и т.п.

При выявлении
несоответствий в показателях, налоговый
орган вправе вызвать налогоплательщика
для дачи соответствующих пояснений
(ст. 31 НК РФ).

Анализ основных
показателей финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщиков и
сравнительный анализ по группе аналогичных
предприятий проводится как правило не
реже одного раза в год. В отношении
крупнейших и основных налогоплательщиков
не реже одного раза в квартал.

  • Если
    камеральной налоговой проверкой выявлены
    ошибки в налоговой декларации или
    противоречия между сведениями,
    содержащимися в представленных
    документах, либо выявлены несоответствия
    сведений, представленных налогоплательщиком,
    сведениям, содержащимся в документах,
    имеющихся у налогового органа, и
    полученным им в ходе налогового контроля,
    об этом сообщается налогоплательщику
    с требованием представить в течение
    пяти дней необходимые пояснения или
    внести соответствующие исправления в
    установленный срок.
  • Налогоплательщик,
    представляющий в налоговый орган
    пояснения относительно выявленных
    ошибок или противоречий вправе
    дополнительно представить в налоговый
    орган выписки из регистров налогового
    или бухгалтерского учета и иные документы,
    подтверждающие достоверность данных,
    внесенных в налоговую декларацию.
  • Лицо,
    проводящее камеральную налоговую
    проверку, обязано рассмотреть
    представленные налогоплательщиком
    пояснения и документы.
  • Если
    после рассмотрения представленных
    пояснений и документов либо при отсутствии
    пояснений налогоплательщика налоговый
    орган установит факт совершения
    налогового правонарушения или иного
    нарушения законодательства о налогах
    и сборах, должностные лица налогового
    органа обязаны составить акт проверки.
  • При
    проведении камеральной налоговой
    проверки налоговый орган вправе
    истребовать у налогоплательщика
    дополнительные сведения, получить
    объяснения и документы, подтверждающие
    правильность исчисления и своевременность
    уплаты налогов.
  • Согласно
    Налоговому кодексу ст.88, налоговые
    органы вправе истребовать:

  • документы, подтверждающие право
    налогоплательщиков на налоговые льготы;

  • документы, подтверждающие в соответствии
    со статьей 172 НК РФ правомерность
    применения налоговых вычетов по НДС;

  • документы, являющиеся основанием для
    исчисления и уплаты налогов, связанных
    с использованием природных ресурсов
  • При
    проведении камеральной налоговой
    проверки налоговый орган не вправе
    истребовать у налогоплательщика
    дополнительные сведения и документы,
    если иное не предусмотрено статьей 88
    НК РФ.

Порядок
истребования документов при проведении
налоговой проверки регламентирован
ст.93 Налогового кодекса РФ.

Должностное
лицо налогового органа, проводящее
налоговую проверку, вправе истребовать
у проверяемого лица необходимые для
проверки документы посредством вручения
этому лицу требования о представлении
документов по установленной форме.

Истребуемые
документы представляются в виде
заверенных проверяемым лицом копий.
Копии документов организации заверяются
подписью ее руководителя и печатью этой
организации.

  1. В
    случае необходимости налоговый орган
    вправе ознакомиться с подлинниками
    документов.
  2. Документы,
    которые были истребованы в ходе налоговой
    проверки, представляются в течение 10
    дней со дня вручения соответствующего
    требования.
  3. В
    случае, если проверяемое лицо не имеет
    возможности представить истребуемые
    документы в течение 10 дней, оно в течение
    дня, следующего за днем получения
    требования о представлении документов,
    письменно уведомляет проверяющих
    должностных лиц налогового органа о
    невозможности представления в указанные
    сроки документов с указанием причин,
    по которым истребуемые документы не
    могут быть представлены в установленные
    сроки, и о сроках, в течение которых
    проверяемое лицо может представить
    истребуемые документы.

В
течение двух дней со дня получения
такого уведомления руководитель
налогового органа вправе на основании
этого уведомления продлить сроки
представления документов или отказать
в продлении сроков, о чем выносится
отдельное решение. При
этом суды включают в данный период
рабочие, а не календарные дни.

Отказ
проверяемого лица от представления
запрашиваемых при проведении налоговой
проверки документов или непредставление
их в установленные сроки признаются
налоговым правонарушением и влекут
ответственность, предусмотренную
статьей 126 настоящего Кодекса.

Если
же организация не сдаст документы в
налоговую вовремя, то ее оштрафуют на
200 руб. за каждый непредставленный
документ. Эта санкция предусмотрена
п.1 ст.126 Налогового кодекса РФ.

В
своих запросах налоговый орган должен
указывать, какие именно документы и в
каком количестве они хотят получить.
Если они этого не сделают, истребуемые
документы невозможно идентифицировать
и у организации не возникает обязанности
по их представлению.

Рассмотрим
пример:

Налоговый
инспектор 30 марта 200Х г. направил ОАО
«Ликероводочный завод» требование о
представлении в десятидневный срок
копий документов, необходимых для
налоговой проверки. Поскольку завод не
представил запрошенные бумаги, инспекция
приняла решение оштрафовать его по п.1
ст.126 Налогового кодекса РФ.

Затем
инспекция обратилась в арбитражный суд
с заявлением о взыскании с ОАО
«Ликероводочный завод» штрафа за
непредставление в установленный срок
запрашиваемых документов.

При
рассмотрении дела в суде выяснились
следующие обстоятельства. Завод, получив
запрос, 16 апреля 200Х г. направил в налоговый
орган письмо с просьбой уточнить, в
связи с какой проверкой и какого налога
требуются документы. Поскольку налоговая
инспекция была извещена о сложностях,
вызванных запросом, суд отказал во
взыскании штрафа.

  • При
    этом он мотивировал свой вывод тем, что
    нарушение срока представления документа
    само по себе не говорит о вине предприятия
    и не является безусловным основанием
    привлечения его к ответственности.
  • В случае необходимости
    получения объяснений или пояснений
    налогоплательщику направляется
    уведомление о вызове налогоплательщика
    в налоговый орган для дачи соответствующих
    объяснений.
  • При проведении
    камеральной налоговой проверки налоговый
    орган при необходимости может направить
    мотивированный запрос в банк о
    представлении справки по операциям и
    счетам налогоплательщика.
  • Производить
    истребование документов и направлять
    запросы в банк необходимо при наличии
    оснований предполагать занижение суммы
    налога, подлежащего к уплате в случаях,
    не требующих назначения выездной
    налоговой проверки.
  • Все запросы
    налогового органа должны быть направлены
    в сроки, позволяющие получить ответы
    на них до окончания срока проведения
    камеральной налоговой проверки.

Если
камеральной проверкой выявлены ошибки
в заполнении документов (не являющиеся
налоговым правонарушением), то об этом
не позднее трех рабочих дней сообщается
налогоплательщику с требованием внести
соответствующие исправления в
установленный налоговым органом срок,
не превышающий пяти рабочих дней. При
отказе выполнить указанное требование
организация рекомендуется для включения
в план выездных налоговых проверок.

В
случае, если до окончания камеральной
налоговой проверки налогоплательщиком
представлена уточненная налоговая
декларация (расчет) в порядке,
предусмотренном статьей
81 Налогового
Кодекса, камеральная налоговая проверка
ранее поданной декларации (расчета)
прекращается и начинается новая
камеральная налоговая проверка на
основе уточненной налоговой декларации
(расчета).

Прекращение
камеральной налоговой проверки означает
прекращение всех действий налогового
органа в отношении ранее поданной
налоговой декларации (расчета). При этом
документы (сведения), полученные налоговым
органом в рамках прекращенной камеральной
налоговой проверки, могут быть использованы
при проведении мероприятий налогового
контроля в отношении налогоплательщика.

Источник: https://studfile.net/preview/7081304/page:8/

Порядок проведения и виды налоговых проверок

налоговый проверка декларация правовой

Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок — камеральных и выездных.

Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений.

Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

При несоблюдении установленных законодательством сроков нарушитель привлекается к ответственности по статье 119 НК РФ, размер штрафа по которой составил 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб. При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога.

  • При камеральной проверке, в частности, осуществляется:
  • — проверка правильности исчисления налоговой базы;
  • — проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;
  • — проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • — проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
  • — сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.

При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.

Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:

  1. — использование налогоплательщиком налоговых льгот — документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
  2. — при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога — документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
  3. — при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов — документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Основанием служат налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщик не информируется о начале проверки.

Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Предметом проверки выступает любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Проверяемый период — налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет).

Приостановление проверки возможно при выявлении ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Повторная проверка не предусмотрена.

По окончании проверки оформляется акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г.

№САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки».

Но составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется.

В большинстве случаев камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля — выездной проверки.

Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Такие проверки, как правило, проводятся на территории налогоплательщика и одновременно по нескольким налогам.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами.

Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

  • Сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях:
  • — при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении;
  • — непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
  • — отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.
  • Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:
  • — налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности);
  • — доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев;
  • — систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков;
  • — среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;
  • — неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.
  • Но и добросовестные налогоплательщики также могут попасть на плановые выездные проверки.
  • При проведении проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действия должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля.
  • Основными принципами, регламентирующими порядок проведения выездных налоговых проверок являются:

— проводится на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ);

— проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ);

— налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное в форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@;

— срок проведения не более двух месяцев. Возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ);

— проводится одновременно по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ);

— проверяемый период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Кроме того, при представлении уточненной налоговой декларации в рамках проверки — период, за который представлена уточненная декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ);

— приостановление проверки возможно на срок не более шести месяцев в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

— повторная проверка возможна в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом и при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ);

— по окончании оформляется справка о проведенной проверке. Вручается налогоплательщику в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Акт выездной налоговой проверки в форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г.

№САЭ-3-06/892@. Составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст.

100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он вправе представить свои возражения. Форма представления возражений законодательно не установлена, поэтому они составляются в произвольном виде.

В тексте возражений целесообразно отметить те выводы сотрудников налоговых органов, с которыми организация не согласна, обосновать свое мнение нормами законодательства и попросить исключить из акта конкретные пункты, вызывающие возражение.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям (или в согласованный срок передать в налоговые органы) документы, подтверждающие их обоснованность.

  1. Кроме того, дополнительные документы или возражения налогоплательщик вправе представить на рассмотрении материалов налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа или его заместителем выносится решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, которое налогоплательщик может обжаловать в следующем порядке:
  2. — путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган — подается в налоговый орган, вынесший решение до момента вступления в силу решения;
  3. — путем подачи в вышестоящий налоговый орган жалобы на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, — подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения решения;
  4. — обжаловать решение в судебном порядке можно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Источник: https://studbooks.net/827442/finansy/poryadok_provedeniya_vidy_nalogovyh_proverok

Ссылка на основную публикацию